Информационный портал "Город Кострома"
04 декабря, Кострома 0,6°
Курс ЦБ 106,19 112,02
Интервью 0+

На опережение

Без малого 95 лет назад, в декабре 1917 года Советом народных комиссаров было принято решение об организации Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В августе Управление ФСБ России по Костромской области отмечает свое 68-летие. О том, чем жило Управление все эти годы рассказывает подполковник в отставке, заслуженный ветеран органов госбезопасности Виктор Воробьев.

Главная картинка новости: На опережение

- Виктор Петрович, у каждого в детстве есть своя мечта. Кто-то хочет стать летчиком, кто-то полететь в космос, а кто-то работать водителем. Вы наверно грезили ловить шпионов?

- (улыбается) Нет. У меня были совершенно другие мечты. Об этом я никогда не  думал. Даже после того как прочитал книгу о разведчике Зорге.

- Тем не менее, более 20 лет Вы отдали службе в органах госбезопасности...

- Так сложились обстоятельства. Всю свою молодость я проработал в городском комитете партии. Сначала секретарем комитета комсомола "Костромапромжилстрой", затем секретарем парткома в "КостромаСельстрой". В 30 лет заочно закончил Костромской технологический институт. И вот на этом рубеже жизни мне предложили работу в органах госбезопасности. Посоветовавшись с родственниками, решил пойти. 16 ноября 1967 года я был призван в органы госбезопасности в звании младшего лейтенанта запаса ВДВ на должность оперуполномоченного. И уже в декабре меня  откомандировали на строительство Костромской ГРЭС.

- С какой целью?

- Я начинал работать, что называется, с "ноля". Поэтому первое время занимался приобретением источников информации. Подразделение, в котором я находился, вело контрразведывательную работу по выявлению устремлений противника к противодиверсионной защите особо важных объектов как от агентуры противника, так и лиц, которые с враждебным умыслом могли нанести объекту серьезный ущерб. Работая на ГРЭС мы собирали информацию о различных нарушениях технологического цикла, которые могли привести к серьезным техногенным катастрофам. Монтаж первых 8 энергоблоков 1000/300 прошел относительно спокойно. Все предпосылки устранялись своевременно. Однако в 1972 году к нам поступила серьезная информация о том, что на блок 1000/200 пришла плашка ротера с микротрещиной.  Эти сведения сразу же были переданы в областной комитет партии и в Центр. Реакция была мгновенной. Плашку отправили обратно на Ленинградский завод. Из-за этого инцидента сроки строительства затянулись, но зато ее сделали в соответствии с технологическими требованиями. Сколько времени прошло, а этот энергоблок продолжает благополучно работать.

- Можно ли этот факт расценивать как диверсию со стороны противника?

- Нет. Это исключительно человеческий фактор. Но, если бы плашка, которая весит  1200 тонн, разлетелась вдребезги, последствия были бы серьезные. Мы катастрофы не допустили. Этому случаю была дана правильная и острая оценка партийных органов вплоть до Москвы.

- Интересовались ли  иностранные спецслужбы промышленными объектами, находящимися в костромском регионе?

- Их интересовали не только промышленные, но и народно-хозяйственные объекты.  В Кострому очень часто приезжали дипломаты из Посольства США и ФРГ. Мы всегда проводили мероприятия и выявляли достаточно острые ситуации по связям с агентурой. Так в Ипатьевском монастыре были выявлены метки германского резидента для своего агента. А также бесконтактная связь 2-го секретаря Посольства США Гребса. Эти сведения сразу же передавались в Центр, где принимались соответствующие меры. Это могли быть как официальные шаги, так и оперативные действия. К примеру, перевербовка. Мы этого не знали. У нас была своя работа. В любом случае дальнейшая разработка велась уже Москвой. В 1974 году мы проводили оперативные действия в отношении одного человека, который дал в письменном виде согласие на сотрудничество с американской разведкой. Он оказался бывшим военным - служил на базе нашей ракетной части. Поэтому обладал ценной информацией о месте хранения ядерных боеголовок. Разработка велась долго. Однако мы так и не смогли обнаружить никаких официальных документов, которые предназначались бы противнику. Видимо все сведения держал в голове. Но он ничего не успел передать. Ему было объявлено предостережение.

- Но все-таки попытки диверсий на наши объекты были?

- Не было. Мы предотвращали все предпосылки. Наша задача - всегда работать на опережение. Что такое «диверсия»? В военное время - это когда противник забрасывает вооруженный десант и полностью уничтожает объект. В мирное  - все иначе. То есть противник использует те ситуации, которые при оценке последствий могли бы списаться на человеческий фактор:  расхлябанность, недосмотр, безответственность. Этих ситуаций мы как раз и не допускали. Однажды, в 1975 году, к нам поступила информация о том, что совершено разрушение стыка железной дороги под г. Галичем. На место происшествия была направлена оперативная группа, в состав которой входили четыре сотрудника Управления КГБ по Костромской области во главе со мной, столько же человек из линейного отделения г. Буя и 10 оперативных работников с Галичского отдела милиции. Мы быстро установили личность преступника. Им оказался сотрудник железной дороги. Свой поступок он мотивировал тем, что таким образом хотел отомстить мастеру смены, который требовал от них прекратить пьянство. При этом он пояснил, что вместе со своими товарищами хотели опередить события. То есть выявить этот факт и доложить об этом начальству,  якобы предотвратив своими действиями крушение поезда. Знаю, что суд приговорил его к 8-ми годам колонии строгого режима.

- Как Вы считаете, сегодня каждый сможет работать в органах госбезопасности?

- Все зависит от человека. Если он обладает такими жизненными ценностями как честность, достоинство и долг, то тогда возможно.

 

Досье. 

Виктор Павлович Воробьев в 1967 г. был призван в органы госбезопасности на должность оперуполномоченного 2-го контрразведывательного отделения.

В 1973 г. назначен начальником 2-го контрразведывательного отделения. Занимался обеспечением госбезопасности на оборонных, народно-хозяственных, ж/д объектах. А так же на объектах  воздушного транспорта и связи.

1980 г. - переведен в должность начальника 4-го отделения, которое обеспечивало госбезопасноть на объектах ж/д транспорта.

1982 - 1991 г.г. - заместитель начальника 6-го отдела по экономике. Курировал оперативные составы, которые занимались организацией контрразведывательных работ на оборонных и народно-хозяйственных объектах.

Новости партнеров


Статьи по теме: