Информационный портал "Город Кострома"
21 декабря, Кострома -4,9°
Курс ЦБ 102,34 106,54
Интервью 0+

Вы так думаете?.. или 39 вопросов к Алексею Ламакину

Алексей Ламакин - самый молодой профсоюзный лидер в ЦФО. Если можно так сказать - руководитель новой формации. Фигура сильная и разносторонняя. За короткое время он сумел сделать костромские профсоюзы не просто авторитетной общественной организацией, но и сильной, влиятельной структурой на всех уровнях. Природа и характер вопросов лидеру костромских профсоюзов сформированы многочисленными разговорами, слухами и домыслами о деятельности костромских профсоюзов и личности самого Алексея Владимировича. Его любимый ответ - на вопрос вопросом: «Вы так думаете?» Но нам он дал интервью с присущей его профессии прямотой.

Главная картинка новости: Вы так думаете?.. или 39 вопросов к Алексею Ламакину

- Чем сильны профсоюзы?

- Своими традициями. Настойчивостью и последовательностью в отстаивании интересов человека труда. Именно это сделало их самым жизнеспособным общественным объединением за прошедшее столетие.

- Вы хотите сказать, что профсоюзное движение долговечней политических партий и течений? Но разве профсоюзы не часть политической жизни страны?

- Общественно-политической. Где у нас вполне конкретная позиция - общественно-деловая. Попытки и устремления политических партий использовать профсоюзы в своих раскладах или расколоть профсоюзное движение, как правило, заканчиваются расколом и кончиной самих этих партий. Уж сколько партий, правителей, государственных строев профсоюзы встретили и проводили! А все потому, что нами выдвигаются понятные всем требования, такие как: достойная зарплата и достойные условия труда. Во все времена люди будут вокруг этого объединяться. А политики и партии кормят людей в основном обещаниями, очень похожими друг на друга. Они это называют программами.

- В таком случае, что же им мешает сделать жизнь простого человека лучше?

- Только одно. Обслуживание интересов правящей элиты. Элиты меняются, меняются и партии. И пока они не пришли к власти, они будут кричать на каждом углу о правде и справедливости. Потом начинают шептаться в укромных уголках. А потом правда становится неудобной и ненужной.

- А профсоюзам не сложно говорить правду?

- Нет, не сложно. Правду вообще говорить не сложно... Сложно говорить всю правду. (Улыбается).

- А в чем политики боятся признаться себе и другим?

- В том, что люди на Руси всегда жили плохо и всегда будут жить плохо.

- Почему? Звучит, прямо скажем, не обнадеживающе.

- Потому что, как сказал Михал Михалыч Жванецкий: «Мы все, что можно, тащим у государства, а государство все, что можно, отнимает у нас».

- Проблема заключается в отсутствии взаимоуважения?

- Ага. «Народ традиционно недолюбливает правительство, а правительство строго отвечает ему взаимностью». Эта фраза тоже принадлежит Жванецкому и как нельзя кстати раскрывает всю суть проблемы. Как бы печально это ни звучало.

- А что Вы думаете об истинных отношениях между собственниками, руководителями предприятий и наемными работниками?

- Думаю, что они еще далеки от цивилизованных и общепринятых в мировой капиталистической практике взаимоотношений коллектива с работодателем. Нам еще годы понадобятся, чтоб «выветрились» пережитки эпохи «развитого социализма». И главный слоган, перешедший в наследство с тех времен из головы в голову пока не улетучился - «Тащи с завода каждый гвоздь... ты тут хозяин, а не гость!»

- А чем отвечают на это работодатели ?

- Как правило, скупостью и социальной безответственностью. Потому что фаза первичного накопления капитала в нашей стране еще далеко не окончена. И все разговоры о социальной ответственности бизнеса, на фоне пока еще дикого, с точки зрения зарубежных партнеров, российского капитализма, остаются зачастую медитациями с обеих сторон.

- А кого Вы можете поставить в пример нашим предпринимателям?

- Генри Форда. За его социально справедливую систему оплаты труда. Первым гениальным изобретением Форда был конвейер, вторым - система оплаты труда, которая позволяла рабочим его предприятия зарабатывать в разы больше, чем на аналогичных предприятиях того времени.

- И в чем заключался секрет?

-  Генри Форд публично провозгласил лозунг, что рабочие его предприятий должны иметь возможность приобретать продукцию, которую они производят. То есть автомобили. А это была роскошь тогда, а не просто средство передвижения.

- Просто какой-то коммунизм на отдельно взятом производстве! Как он решился дать людям такие зарплаты и такие возможности?

- Он хотел, чтобы люди ему поверили. Чтобы они пошли за ним. И они стали бы вместе выпускать автомобили, лучшие в сочетании качество + цена! Это могло случиться лишь в том случае, если производительность труда и ответственность за качество изготовления деталей и сборки авто на его предприятиях стала бы куда выше, чем у конкурентов .

- А разве тогда были конкуренты?

- А как же! Конкуренты есть, были и будут всегда. А в начале двадцатого века в США насчитывалось более ста компаний, производящих автомобили.   Бум в отрасли автомобилестроения в то время вызвал резкий дефицит квалифицированной рабочей силы. Генри Форд единственный из предпринимателей пошел на революционный по тем временам управленческий шаг: предложил рабочим большие зарплаты в обмен на беспрецедентную самоотдачу.

- И что получилось в итоге?

- Обыкновенное чудо. После великой депрессии в Америке из сотни компаний выжило меньше десятка автопроизводителей. В половине из них семья Фордов стала акционером. Асам Генри Форд, спустя сто лет, в канун миллениума, по всеобщему мнению, был назван самым выдающимся предпринимателем 20-го века за его социально-справедливую систему оплаты труда!

- На ваш взгляд, есть ли что-то более ценное, чем материальные блага?

- Более ценно то, что такими предпринимателями, как Форд, была создана культура трудовых династий. Пожизненные рабочие места стали передаваться от отца к сыну. Образовался так называемый класс рабочей аристократии. Навыки и опыт стали фамильными ценностями и гарантией достатка в семье.

- И с этим трудно не согласиться?

- Да, к сожалению... В России традиция трудовых династий тесно связана с зарождением элиты рабочего класса и становлением профсоюзного движения, как общественного объединения. Возникло оно на путиловских заводах. Там же зародилась и росла культура производственных взаимоотношений коллектива с работодателем.

-  Но после этого в России и зародилось массовое революционное движение?

-  Зародилось оно на Западе, где всегда и зарождались революции в нашей стране, но на путиловских заводах оно нашло благодатную среду. Беда в том, что рабочие, добившись экономических успехов, стали выдвигать политические требования, а это путь к нестабильности и разрушению. Образованностью, неравнодушием и активной гражданской позицией рабочего класса воспользовались революционно настроенные идеалисты-романтики. И произошла катастрофа. «Революцию замышляют романтики, совершают фанатики, а ее плодами пользуются негодяи».

- Своего рода горе от ума ?

- Да. На Руси это выражение оченьактуально во все времена. Как поет Сергей Владимирович Шнуров в песне «Выборы»: «Эээээ-эх, растет самосознание!»

- Именно поэтому профсоюзы стараются не выдвигать облюбованных многочисленными партиями лозунгов и воззваний?

- Да. Не нужно использовать людей в достижении политических целей. Эти цели не долговечны, призрачны и обманчивы. А обман рано или поздно раскрывается. Но когда вы день ото дня, и из года в год последовательно добиваетесь улучшений в жизни и в первую очередь в жизни других, то возникает доверие, понимание и поддержка с обеих сторон.

- Потому что все стремятся к достатку и стабильности?

- Да, да, да! К достойной жизни, одним словом. А достойную жизнь сверху не дают, за нее нужно бороться!

- Борьба подразумевает противостояние?

- В нашем случае скорее соревнование. Это как в спорте: «В спорте есть соперники, в спорте нет врагов».

- То есть палка и булыжник больше не являются оружием пролетариата?

- Нет. Умение договариваться и достигать компромисса - главное качество профсоюзных лидеров. А оружием стало знание законов и судебной практики, при разрешении трудовых споров.

- Но практика взаимоотношений руководителей всех уровней с коллективами в нашей стране далека от демократической...

- На встрече с иностранными журналистами Владислав Сурков сказал: «Из-за особенностей в прошлом у России должен быть свой путь построения демократии - сверху вниз...Модель снизу вверх является идеалом к которому нам всем нужно стремиться!»

- Но такая модель развития демократии , как говорят сами собственники предприятий и компаний, стимулирует отток капитала и эмиграцию.

- Да, как заявил Сергей Полонский на встрече РСПП с представителями власти: «Предприниматели в нашей стране все время сидят на чемоданах». На это высказывание Владислав Сурков отреагировал следующими словами: «У  нас в стране многие, сидя на чемоданах, миллионерами и миллиардерами стали. Этим жить бессмысленно. Надо работать. Я бы хотел чемоданчик из-под вас убрать. Вы присаживайтесь, чувствуйте себя, как дома».

- На мой взгляд, сегодня претензии к властям со стороны предпринимателей и трудящихся в основном одни и те же: препоны, барьеры и взятки. Вы с этим согласны?

- Да, об этом все трубят. Чиновников и казнокрадов то и дело сажают. Но на их место приходят другие чиновники, и зачастую еще более беспринципные.

- Так почему на Руси с этим явлением борются во все времена, и всем миром, а одержать победу не могут?..

- Потому, что казнокрадство и стяжательство на Руси всегда были видом народного промысла, сродни искусству дымковской игрушки или жестковского подноса. (Улыбается). Для России слово «свобода» никогда не было свойственно. В России всегда было слово «воля». А воля  -  это анархия, беспредел и безнаказанность. Воти ходят вольные люди на Руси  -  забывая о законах и порядочности.

- Может быть, молодое поколение будет другим? И им удастся побороть такие явления, как казнокрадство и стяжательство?

- Может, если среди них будет популярна активная гражданская позиция. А пока тенденция к тому, что у нас скоро не останется граждан, а будут одни телезрители.

- Телезрители, Интернет-пользователи и лежебоки?

- Да, к нашему с вами сожалению, иждивенческие настроения в обществе очень сильны. Молодежь хочет все и сразу. Поступательная настойчивость, терпение и упорство в достижении целей не в приоритете.

-  К этому надо еще прибавить проблему алкоголизации и наркотиков, в свободное от работы время?

- Безусловно. Но знаете, как молодежь шутит насчет того, что везде может поймать кайф, в том числе и на рабочем месте при помощи подручных средств?

- Очень интересно было бы узнать что вы имеете в виду?

- Маляр начал красить с коридора, а закончил в фиолетовом лесу с перламутровыми подснежниками. (Улыбается). Вывод  -  надо к спорту приобщать, чтоб дух укреплять и равнодушие «выветривать».

- Может, не стало хороших наставников, как в старые добрые времена? Чтоб молодежь за собой вели. Пороха дали понюхать?

- И наставничество теперь нечасто встретишь как явление. И молодежь нередко уже все перенюхала, кроме пороха.

- А в чем причина такого инфантильного отношения к труду ?

- В предлагаемых размерах заработных плат в первую очередь. В скупости упрекают практически каждого работодателя. В свою очередь, те кивают на низкую производительность труда и безответственное отношение к своей работе со стороны молодых сотрудников, как правило. Да и не только их.

- Вечное противоречие интересов?

 - Да. И кто прав, а кто не прав, разобраться очень сложно. Обе стороны приводят еще кучи всяких доводов в поддержку своей правоты. В результате возникает конфликт. Сначала скрытый, а потом нередко перерастающий в открытое противостояние. И вот одни озлобились, а другие свирепствуют.

- Значит, положение профсоюзного лидера всегда между молотом и наковальней?

- Довольно часто так и есть. И всех надо выслушать, понять и примирить. Без искажений донести позицию с обеих сторон. Следить за исправностью механизма «выпуска пара». Потому как все проблемы, и в том числе неразрешимые, возникают от того, что кто-то что-то не так понял. А потом уже ни слышать, ни понимать никто ничего не хочет.

- А сами профсоюзы ведут хозяйственную деятельность?

- Смелее! Вы же хотите спросить, что, мол, у нас тоже предприятия, а значит, и мы предприниматели. А мы гордимся тем, что эффективно управляем нашим имущественным комплексом. Гостиницы, пансионаты, санатории, дворец спорта, сохранились практически только у нас в области. Соседи распрощались со многими объектами из-за невозможности содержать. Порой через банкротство. Или «отжали» у них имущество, почти задаром

- А вам за счет чего удалось сохранить?

- За счет толкового менеджмента и позиции ничего задарма не раздавать. Но это, правда, только в последние семь лет наладилось. А до этого все очень грустно было. Всюду возгласы «Передайте-отдайте» и договора безвозмездного пользования. Эффективная хозяйственная деятельность профсоюзов  -  пример предпринимателям всех уровней.

- Но по всем законам жанра профсоюзы и коммерческая деятельность не совместимы?

- По всем законам аэродинамики шмель не может летать. Это утверждение с легкостью опровергает сам шмель. (Улыбается). А если серьезно, то кто сегодня не предприниматель? И главный врач больницы, и директор школы, и художественный руководитель театра вынуждены быть предприимчивыми, чтобы компенсировать скудное финансирование. Вынуждены все время искать дополнительные источники доходов.

- Вы умеете прощать?

- Господь учит нас прощению. Милосердие выше справедливости. Нам всем надо учиться прощать других, тогда и мы можем рассчитывать на прощение.

- С кем бы Вы не пошли в разведку?

- Мммм... С тем, кто шуршит. (Улыбается).

- Какой совет Вы можете дать читателям, основываясь на личном опыте?

- Поступайте так, чтобы хорошие люди потом о вас говорили хорошо, а плохие  -  плохо.

Новости партнеров