Современных выпускников педагогических специальностей, как правило, работа по профессии привлекает мало. Они предпочитают реализовывать себя совсем не в педагогике. Мало денег и много ответственности, говорят они и убирают свой диплом в дальний ящик стола.
Кто же будет учить наших детей, спросите Вы? Ведь лет через 10 старое поколение уйдет на покой, и нехватка кадров в школе станет еще острее. Однако, не все так печально. Не все бывшие студенты с дипломом педагога на руках танцуют школе танец презрения.
С одной такой неординарной девушкой Костромской информационный портал «КО44» с удовольствием и пообщался воскресным днем. Знакомьтесь – учитель начальных классов Нина Сажина. Человек, влюбленный в свою профессию и нашедший в себе смелость идти тем путем, который ей близок.
- Нина, Как правильно развивать ребенка до школы и нужно ли его делать «маленьким профессором» уже в 5-7 лет? Многие уже раннего возраста начинают водить малыша по различным курсам, стремятся дать ему как можно больше информации… Оправдано ли это?
- Ребенка развивать необходимо. «Маленьких профессоров» из детей никто не делает. Все должно идти в соответствии с возрастными особенностями ребенка. До 5 лет на пользу малышу идут сказки, игры, колыбельные. После 5 ему нравится думать, корпеть над конструктором, решать шахматную задачу. И вот тут недозагрузить малыша было бы обидно. После 7 лет формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается и потом нужно будет приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем неизвестно, получится или нет. И прав тот родитель, который не сидит на месте, а занимается развитием своего малыша. И детям это тоже интересно. Они становятся более любознательными, ответственными, и в дальнейшем, придя в школу, им будет легче усвоить учебную программу.
- Не получается ли так, что дети приходят в первый класс уже суперподготовленными, и им потом уже просто не интересно учиться?
- Конечно, в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки. Но мы учим в массовой школе и по массовой программе, которая направлена на среднего ученика. Кому-то сложно усвоить школьную программу, а кому-то это дается более легко. Плюсом ко всему дети приобретают новый статус – статус ученика, к которому им необходимо привыкнуть. Таким образом, на наших вчерашних дошколят, пришедших в школу 1 сентября, возлагается много обязанностей и ответственности. И поэтому детям будет в школе интересно. Во-первых, это сама урочная система, которой не было в детском саду, во-вторых, это и новая социальная среда, это и классный коллектив, и учитель, а может даже и не один. Интерес к учебе может пропасть и не только у детей хорошо подготовленных, но и у любого ребенка. На мотивацию в обучении может повлиять плохая успеваемость (ребенок как раз был слабо подготовлен к школе), отсутствие интереса к учебе (суперподготовленныне дети), тревожная обстановка в классе, плохие отношения с одноклассниками. Всё это влияет на то, с каким настроением ребенок ходит в школу. Большую роль в этом играет и учитель. Он для детей авторитет, особенно в первом классе. Но учитель не должен быть один, рука об руку с ним должны идти родители, так как они как никто другой знают своего ребенка. В присутствии малыша не надо как-то нелестно отзываться о школе, об учителях. Ведь это все влияет на желание ребенка учиться. Поэтому родителям надо быть крайне аккуратными в своих высказываниях по поводу школы.
- С какими трудностями сталкиваются родители первоклашек?
- В начале учебного года тяжело не только детям, но и родителям. На тему адаптации к школе написана масса статей. А вот о стрессе, которому подвергаются родители, говорится вскользь. Возникает вопрос, чего же боятся мамы и папы? Оказывается большинство страхов никак не связано с успеваемостью, уровнем нагрузки и способностями ребенка. Больше всего их волнуют рядовые проблемы. Например, мой сын драчливый - будут ли у него друзья в классе; мой ребенок привык отдыхать после обеда, что будет, если он захочет спать; моя дочка кушает определенные блюда, не будет ли она голодная и т.д. В общем, жизнь родителей – это сплошные волнения. И это нормально. Главное, не транслировать свою тревогу. С ребенком надо разговаривать. Спросить, как прошел его день (шаг за шагом). Обсудить его действия, и даже проиграть их дома. Если есть хронические конфликты, то надо посмотреть на поведение ребенка в естественных условиях. Для этого можно пригласить домой друзей, показать, как нужно играть друг с другом. Если ребенок стал агрессивен, не спешите наказывать или ставить диагноз. Возможно, он просто защищается. А от чего? Это надо выяснить. Ребенок должен знать, что все у него получится, а родителям придется научиться четко разделять страхи на собственные и объективные. В помощь родителям всегда придет учитель, поэтому, родители, не стесняйтесь обращаться к учителям за каким-либо советом.
- Как ты относишься к тому, что после школы родители отправляют ребенка сразу в несколько секций и кружков?
- Развитие – это хорошо, но надо знать меру. Не надо сразу после школы водить детей в несколько секций. А то, бывает, получается и так, что ребенок занимается с 8.30 до 21.00. Конечно, я против этого. Ребенок должен прийти из школы, отдохнуть, сделать домашнее задание или посмотреть, вспомнить то, что проходили в классе. Можно ребенка записать в какую-либо секцию, но так, чтобы она ему не навредила. У меня были такие ситуации, когда ребенок начинал плакать, когда я спрашивала с него домашнее задание. Со слезами на глазах он начинает рассказывать, как долго он был сначала на одной секции, потом на другой. Конечно, дети в этом не виноваты, в ответе за это родители.
- А вообще малышня-то хочет учиться?
- К счастью хочет! Даже очень! Детишки любознательные. Им хочется многое узнать и самим рассказать. Мне очень нравится активность детей на уроке. Они не боятся высказывать свое мнение. Очень приятно, когда в классе лес рук и светящиеся энтузиазмом глазки.
- Современные дети не такие, как мы были раньше?
- Да, наше поколение не похоже на поколение наших родителей, наши родители - на своих, ну а наши дети, естественно, не похожи на нас. Требования к сегодняшним детям мы формируем сами и воспитываем детей в соответствии с ними. Некоторые говорят, что у нас в детстве было не так, мы были лучше, мы так не делали. Но они неправы. Если мы не будем воспитывать детей в соответствии с требованиями общества, то потом во взрослой жизни им будет трудно адаптироваться, а от этого зависит жизненный успех ребенка. Не бывает плохих детей, бывают плохие воспитатели.
- У тебя сколько сейчас детей в классе?
- Детей у меня много! Всего 54. Не пугайтесь, это 2 класса. В одном 25 и в другом 28. Хочется заметить, что мальчиков сейчас больше, чем девочек. Из 28 учеников 19 мальчиков и 9 девочек. Так что будущие наши защитники подрастают!
- Непросто тебе придется…
- Главное, чтобы было желание. Тогда со всеми трудностями будет легче справиться.
- У тебя, получается, два класса. Будешь работать в две смены?
- Да, в две смены. А вообще, работа учителя – это не только 1-2 смены, но и занятость во внеурочное время. Надо и тетради проверить, и к урокам подготовиться, и документацию заполнить, и праздники подготовить, и с родителями провести работу.
- И сколько получается фактически рабочий день?
- Если не остановишься, то можно работать без сна. Учителю расслабляться некогда.
- Сегодня система образования гораздо больше прислушивается к ребенку?
- Конечно, делается все для того, чтобы детям было хорошо и комфортно в школе. Акцент делается на всестороннее гармоничное развитие личности, на духовно-нравственное развитие. Мы сейчас отслеживаем даже самооценку ученика, интересуемся его отношением к сделанной им работе. И тут я могу его подкорректировать, что очень помогает детям адекватно смотреть на вещи.
- Скажи, пожалуйста, как ты относишься к «Истокам»?
- В основном «Истоки» вводятся как кружок. Лично я к ним отношусь нормально. И если ребенок будет знать что-то из религии, то это неплохо, так как по жизни эти знания будут нелишними. И если родители против «Истоков», то это не значит, что детям это неинтересно. У меня был такой случай. В прошлом году в лагере мы шли с детьми по улице и ни о чем таком даже не разговаривали. А одна девочка вдруг спросила, откуда появился Бог, что было первым на Земле. А потом подключились и другие дети. Я даже была удивлена таким вопросам.
- Всех людей можно разделить на гуманитариев и математиков. Школа должна развивать сильную сторону ребенка или давать всего по чуть-чуть, а развитием талантов и способностей должны заниматься родители?
- Школа направлена на всестороннее развитие личности. Ребенок получает знания, но что-то у него получается, лучше, что-то не очень. Кто-то блистает на уроках литературы и русского языка, а кто-то на математике. Конечно, школа развивает и сильные стороны ученика. Это и олимпиады, и различные конкурсы. Школа помогает пробиться талантам и гордится ими.
- В школе очень остро стоит кадровая проблема.
- Да, нехватка учителей – это актуально.
- Никто не хочет идти работать?
- Это сложно сказать, хочет или не хочет, так как работа учителя – это, прежде всего, огромная ответственность - мы в ответе за жизнь и здоровье ребенка. И за такие маленькие зарплаты мало кто идет в школу. Да, сейчас возможно многие наслышаны о повышении учителям заработной платы, но что-то она неощутима. Радует то, что молодым специалистам будут доплачивать до 5 тыс. рублей. Но это касается только выпускников этого года.
- А остальные?
- А остальные уже не молодые (смеется). Кроме того, у многих проблема с жильем. Это особенно касается иногородних учителей. Предлагают ипотеку для учителей «на выгодных условиях», но с нашими зарплатами эти условия далеко невыгодные. Все же хочется, чтобы в этом вопросе была какая-то реальная помощь. Ведь раньше давали ведомственное жилье. А теперь, куда все это делось? Нам предлагали жилье, которое требует капитального или частичного ремонта, без воды с печным отоплением. Мы все же учителя и нам необходимы нормальные условия, чтобы подготовиться к урокам и отдохнуть, а не колоть дрова и носить воду. Неудивительно, что некоторые педагоги уходят из школы через полгода-год.
- А ты почему не ушла?
- Все же любовь к своей профессии перевешивает все наши, так сказать, недочеты. Мне нравится работать с детьми. Видеть, как они грызут гранит науки, умнеют, радоваться вместе с ними их победам и достижениям. И вообще, дети дарят позитив. У них свой маленький мирок, в который попадаешь каждый день. И это большое счастье.
- Педагог – это призвание. Что он должен собой представлять?
- Одна из самых основных характеристик педагога для меня - это любовь к детям. Педагог должен быть внимательным ко всем, тактичным, эмоциональным, должен быть хорошим организатором, жизнерадостным, добрым и, конечно, терпеливым. Он должен уметь владеть своей интонацией и жестами. Даже взглядом можно остановить шаловливого ребенка. Безусловно, у любого педагога должен быть необходимый багаж знаний. Педагог должен уметь показать детям мудрый пример выхода из сложной ситуации, ссоры, а не кричать на ребенка и не наказывать его, не выяснив, прав он или нет.
- Что значат для тебя твои ученики?
- Мои ученики – самые лучшие дети на свете. Выражение «На работу как на праздник» - это про меня. Я знаю, что приду в школу, где меня тут же окружат детишки, начнут что-то расспрашивать, рассказывать, показывать. И каждому нужно уделить внимание, к каждому нужен подход. Очень приятно видеть на их лицах улыбки, в глазах задорный блеск. И эта детская непосредственность заставляет непроизвольно улыбаться. Хочется, чтобы этот маленький мирок всегда оставался таким светлым и добрым.