Краевед Андрей Анохин рассказывает, как развлекались горожане долгими зимами.
В начале XX века катание на коньках было самым любимым и распространенным зимним развлечением в Костроме. Когда появились самые первые катки – вопрос, известно лишь, что еще задолго до открытия первых общественных ледовых площадок (1890-е годы), коньки в городе уже не были заграничной диковиной.
Лучшими местами для организации катков в городе стали пруды, которых в городе в тот момент насчитывалось немало. Однако не все подходили для данной цели, так как или принадлежали частным усадьбам, или занимали небольшую площадь. Только три пруда - Боровков пруд на углу улиц Рождественской и Дмитриевской, Медный пруд, расположенный между улицами Сенной и Дмитриевской, напротив Павловской площади и Козьмодемьянский пруд, - отвечали необходимым условиям и собирали зимой любителей катания на коньках.
Каток на Боровковом пруду был самым неустроенным и запущенным - под стать окружающей местности, поэтому любители коньков его практически не посещали. Кроме того, он находился в неудобном месте, чего не скажешь о двух других водоемах, находившихся в Кузнецкой слободе.
Обустройством катка на Медном пруду в Кузнецкой слободе занялось первое спортивное объединение «Костромское общество велосипедистов», которому в 1892 году город отдал водоём в аренду. В последующие годы велосипедисты продолжали это нужное спортивное дело, насаждая среди жителей искусство «выделывать фигуры на полозьях и правильно ходить кругами».
Особых хлопот с приобретением коньков у костромичей не было.
Рядом с Медным прудом находились множество кузниц, мастера в которых делали коньки любого вида, причем, никогда не запрашивали большую цену, так как главными заказчиками были дети. Были в городе и состоятельные горожане, которые катались в настоящих беговых «норвежках».
Как только пруды в Кузнецах затягивал еще слабый ледок, мальчишки с нетерпением начинали ждать того момента, когда можно будет выйти на лёд. В это время взволнованная детвора не бездействовала - из чердаков и чуланов доставались коньки. Снаряжение тщательно осматривалось и при необходимости отправлялось к точильщику.
Ребятня ежедневно ходила проверять прочность льда. Поначалу его ощупывали палками, а затем и осторожными вступлениями на прочное с виду, но обманчивое покрытие. Убедившись, что лёд приобрел должную толщину, мальчишки с радостью отдавались любимому занятию. Катания на раннем льду иногда заканчивались грустно: лёд под тяжестью конькобежцев не выдерживал и проламывался. Впрочем, такое случалось нечасто. Морозы делали свое дело, и ледяные пруды на всю зиму становились главными местами отдыха городской детворы.
Ледяную площадку пруда общество превратило в настоящий зимний центр отдыха детей.
Для самых маленьких посетителей устраивали ледовую гору. Здесь проводили праздничные катания, рождественские ёлки и маскарады. Два-три раза в сезон для катаний нанимали оркестр, играла музыка. Катанья были платными и бесплатными. Желающие могли приобретать сезонные билеты.
Одиннадцать лет каток общества располагался на Медном пруду. Затем площадка под каток переместилась в фабричный район: на угол улиц Царевской и Кирпичной. Медный пруд был засыпан в 1916 году.
Козьмодемьянский пруд также функционировал, сдавался в аренду разным лицам. Спустя годы к уже известным в городе каткам добавились новые ледовые площадки. Одна из них появилась в 1910 году на городском бульваре, рядом с только что открытым синематографом «Современный». Устроили каток члены нового «Общества любителей спорта».
В те же годы в городе функционировал и ещё один каток, пользовавшийся любовью жителей, открытый в саду Дворянского собрания на Павловской улице. Открыл эту площадку «Костромской клуб», который арендовал помещения в дворянском доме. С переездом клуба на Ильинскую улицу каток существование прекратил.
В разные годы катки устраивались во многих городских местах. В фабричном районе бывал каток на Запруденке – так местные жители называли здешнюю речку.
И вообще в десятых годах, при начале XX века, катание на коньках пользовалось таким успехом, что катки, большие и малые, можно было обнаружить в любых местах, даже самых неожиданных.
На них катались едва ли не все жители всех возрастов и званий.
В предреволюционные годы из-за идущей войны катки появлялись больше неустроенные. Средств на их содержание не не было, и они очень скоро заваливались снегом и исчезали. Дворники исполнять работу бесплатно не желали, а лишних денег тогда никто не имел.
Материал подготовлен по материалам книги Андрея Анохина "Кострома в будни и праздники".