«Жить – хорошо, а хорошо жить еще лучше», говорили герои одного всем известного телефильма. Только вот хорошо жить получается далеко не у всех – мешают препятствия экономического толка. А потому перспективы экономического развития волнуют сегодня любого жителя нашего региона. О трудностях, с которыми сталкивается экономика Костромской области, и путях их решения поговорим сегодня с управляющим партнером – финансовым директором проекта Костромского регионального венчурного фонда Чугиным Денисом Павловичем.
- Денис Павлович, в последнее время мы часто слышим о кризисных явлениях в экономике страны. Более того, многие наши сограждане хорошо их на себе ощущают. Особенно это касается нашей области, которая, как известно, по многим экономическим показателям традиционно находится в нижней части списка российских регионов. Когда, по Вашему мнению, станет легче?
- Действительно, проблем в экономике региона накопилось большое количество. Причем проблем не поверхностных, они носят структурный характер – это и низкая производительность труда, и отток квалифицированных кадров, и практически полное отсутствие современных конкурентных производств. Самое главное, что эти проблемы только усугубляются, и об этом уже нельзя просто говорить. Так, по некоторым оценкам, если в течение ближайших пяти лет не будет проведено действенных мероприятий по оздоровлению экономики области, наш регион вообще перестанет иметь какую бы то ни было экономику. Поэтому легче станет только тогда, когда мы начнем что-то с этим делать.
- То есть, чем скорее, тем лучше. И что же можно предпринять?
- Как бы это банально не звучало, но мы должны опираться на бизнес. Однако, фундаментальный вопрос заключается в том, какой это бизнес. Если мы говорим о секторах потребительского рынка, например, о ретейле или HORECe, то здесь мы не увидим драйверов роста.
- Что же это тогда за бизнес, если в нашем регионе основная масса предприятий находится в сфере услуг и торговли?
- Единственно возможным вариантом, ключом к развитию экономики региона выступает инновационный бизнес. Мы должны направить все наши усилия на создание в области пула предприятий, в основе деятельности которых лежит ноу-хау. Причем я говорю не только о технологии. Любая инновация – будь то способ производства или маркетинг, способная повысить эффективность бизнеса в целом, может стать его фундаментом, основой успешного развития. А это, в свою очередь, затормозит утечку кадров из региона, создаст условия для роста производительности труда и повысит рентабельность бизнеса, что в конечном счете скажется на благополучии самих работников. Таким образом, решаются все основные проблемы, с которыми наша область столкнулась.
- Инновационный бизнес – звучит, конечно, заманчиво. Только есть ли в нашем регионе условия для его развития?
- На первый взгляд может показаться, что в области ничего инновационного нет. Однако если под инновацией мы не будем понимать отдаленные нанотехнологичные материи, а спустимся на нашу, Костромскую землю, то увидим, что потенциал области колоссален. Судите сами, производительность труда в области практически в два раза ниже, чем в целом по стране, а разрыв с величиной данного показателя по ЦФО и того выше. Любое совершенствование бизнес-процессов – это и есть инновация, которая приводит к росту производительности труда. Кроме того, в условиях санкционной политики наших западных партнеров актуальным вопросом стала тема импортозамещения. То есть, в стране существует потенциально огромный рынок продукции, которую стало выгоднее производить здесь, а не за рубежом. И этим нужно пользоваться. Причем наши президент и правительство постоянно говорят об этом.
- В каких секторах областной экономики Вы видите точки роста?
- Конечно же, мы говорим в первую очередь о традиционных для области секторах – текстильном, ювелирном, деревообработке, а также машиностроении и металлообработке. Однако, как я уже говорил, в условиях проводимой в стране политики импортозамещения, в области вполне могут появиться новые кластеры.
- Каким образом мы можем развивать именно инновационный бизнес? Наверняка есть различия в подходах.
- Дело в том, инновационный бизнес более рискован, чем традиционное предпринимательство, вероятность того, что бизнес не задастся, здесь существенно выше. К счастью, мировая практика выработала хороший инструмент для развития инновационных проектов – венчурное инвестирование. Его суть – в формировании портфеля высокорисковых активов, части из которых не суждено вырасти в прибыльный бизнес, зато другая совершит гигансткий скачок в своем развитии и, тем самым, окупит убыточные вложения. Конечно, венчурный бизнес, это не только поиск инвестиций. Венчурные фонды, помимо привлечения инвесторов, оказывают методическую поддержку, помогают настроить бизнес-процессы, подготовить инвестиционный проект и защитить его перед инвестором. То есть делают все, чтобы бизнес стал эффективным.
- Готов ли, на ваш взгляд, костромской бизнес к тому, чтобы использовать этот инструмент?
- Безусловно. Наши предприниматели прекрасно понимают, что те рынки, где они осуществляют свою деятельность, достигли насыщения. По сути, годы роста, измеряемого двузначными цифрами, ушли безвозвратно, потенциал традиционных рынков исчерпан. И поэтому бизнес ищет другие сферы приложения. В этой связи, венчурное инвестирование – отличный способ нащупать новые пути развития. И они есть. Резервы экономического роста в нашей области колоссальны, нам нужно лишь мобилизовать их в целях нашего общего процветания.
Вопросы можно присылать на почту kosrvf@gmail.com или задавать по тел.8910-950-91-39, Чугин Денис Павлович.