Блоги

Автопутешествия глазами костромичей: как выжить на российских дорогах

Мой папа всю жизнь мечтал проехать на поезде от Москвы до Владивостока. Именно на поезде, чтобы всю неделю, или сколько там поезд идёт до Владивостока, поражаться огромности и бескрайности нашей страны. Он много поездил за свою жизнь, до Владивостока пути не случилось, но восхищение необъятными размерами и бесконечными дорогами (или направлениями) России сохранилось у него до сих пор. И передалось мне.

Я обожаю ездить по нашим городам и весям на машине.

Вся моя семья обожает это вместе со мной. Нет, мы летаем на самолётах, ездим на поездах, но сесть за руль, покидать вещи в машину и отправиться тыщи за две километров от дома – это болезнь, наверное, да. Я иногда меняю основного водителя за рулём, чтобы поспал и отдохнул. Хмурю брови, сжимаю руль и…наслаждаюсь многокилометровой ездой.

Моя любовь – М4-Дон. Ни ямки, ни трещинки, летишь себе по своей двухполосной стороне, а за разделительным барьером только – вжик-вжик – «встречка» мелькает. Красота! Ездили по этой трассе уже много раз, но исключительно летом.

Первый раз я ехала в мечтаниях о том, как мы выедем за пределы Москвы, свернем в лесок, или на лужок, на зеленую травку, расстелим скатёрочку и позавтракаем после бессонной ночи за рулем. Знаете, как раньше в советских фильмах показывали, когда там народ неспешно на юг ехал. Ха-ха-ха. Наивная чукотская девушка. Где там остановиться?!

Поток машин, обочины или огорожены, или отсыпаны. На «карманах» для отдыха – куча народу, встать иногда негде. Съедешь с трассы в какой-нибудь перелесок – так там столько следов предыдущих отдыхающих – с ума сойти можно, как можно столько мусора за собой оставлять. В общем, идея со скатёрочкой не удалась. Чай мы пили на капоте машины.

Платных участков год от года всё больше и больше.

Эти участки освещены, фур на них почти нет - все идут в объезд платных участков. Ну и всё. Специально однажды остановились на платном участке возле кабинки «М» и «Ж», я ожидала цивильность и чистоту, но сходу в нос ударил такой запах, что даже заглянуть не рискнула. Платные участки можно объехать – все указатели объезда есть. Но объездные пути узкие, полотно не очень хорошее, полно большегрузов, за которыми подолгу приходится тащиться. Спасибо, как говорится, за выбор.

Трассу активно и много ремонтируют. В местах ремонта, понятное дело, скапливаются пробки. Последние пару лет на время крупных ремонтов мы не попадали, а вот лет пять назад летом попали так попали – несколько раз по пути встревали наглухо.

Молодёжь из близлежащих деревень и городков делает на пробках свой бизнес.

Они стоят вдоль обочины на мотоциклах с плакатами «Объезд». Показывают дорогу в объезд за деньги. Особо нетерпеливые платят и едут за аборигенами, обычно по полевому или лесному бездорожью, а потом выныривают на трассу в ту же пробку, только на пару километров вперёд. И от перестановки слагаемых сумма вообще не меняется!

Заправок полно, без бензина не останешься, но бывалые путешественники рекомендуют заправляться исключительно на проверенных, известных компаний. Иначе есть риск, что зальют непонятно что. Ищи потом, когда мотор «полетит», эвакуатор и автосервис посреди просторов нашей Родины.

Хоть раз за тыщу километров, но горячего поесть хочется, и выбор дорожного кафе на трассе – это всегда лотерея. В интернете можно найти кучу рекомендаций, но как-то так случается, что либо ещё не проголодались, когда мимо рекомендованной кафешки проезжаем, либо названия из головы выветриваются.

Поэтому дорожное кафе выбираем просто: там, где стоят дальнобойщики.

Ну, они типа знают, где вкусно.

Обычно эта теория подтверждается. Что удивительно – кафе бывают самого непрезентабельного вида, клеенки какие-то на столах, советские тарелки и стаканы, а еда вкусная и прям домашняя. Чистотой придорожные кафе вообще не блещут, тут уж как повезёт. Впрочем, в одной довольно чистенькой и приятной придорожной столовой я увидела, как тетушка на «раздатке» берет котлеты, чтобы в тарелку положить – вилкой и пальчиками придерживает. Натурально лапает пальцами своими без перчаток каждую котлету! Я не утерпела и сказала:

- А перчатки вы надеть не пробовали?

- А шо? – искренне удивилась тетушка.

Я утащила оттуда всех своих, и суп мы ели в какой-то неказистой избушке. Там, по крайней мере, при мне его аккуратно в тарелки налили и хлеб аккуратно щипцами из хлебницы взяли.

Вот придорожные гостиницы, судя по всему, по дальнобойщикам выбирать не стоит. Ночевать иногда в пути приходится, мы как-то глубокой ночью решили остановиться – сил ехать по темноте и проливному дождю, сквозь сон, уже не было. Завернули к зданию, где рядами стояли фуры. Стены в строении оказались почти картонные, и вообще я обозначила место как «притон». Спали, правда, как убитые, машина стояла под камерами, ничего такого не случилось, но гостиницу на обратном пути выбирали поприличнее.

Трасса М6 «Каспий»  - это вообще не «Дон».

Одну полосу нА тебе и езжай. Тут уже не скажешь, что ни ямки, ни трещинки. Дорога местами ощутимо потряхивает, но некритично. Фуры на небольших расширенных участках вежливо уступают дорогу, все также вежливо им мигают «спасибо». Но очень утомляет ехать за «хвостом» машин, выстроившихся за большегрузом. Зато не уснёшь – только успевай обгонять и перестраиваться, постоянно в тонусе едешь.

В тонусе ещё ГИБДД держит.

Столько гаишников на каждые 10 километров мы не видели нигде! И камеры, камеры, треноги… Очень тонизирует, особенно когда норовишь быстрее фуру обогнать.

Виды по сторонам какие-то не такие веселые, как на М4. Там поля, травы, подсолнухи. Тут унылость какая-то, особенно почему-то в Рязанской и Тамбовской области. Может, потому что ехали в серую непогоду, но именно Рязанская область меня страшно притомила. Ей-богу, у нас пейзажи – с нормальным лесом – интереснее. А тут редколесье, а потом,  ближе к Волгограду и за ним степь да степь. Географические зоны повторять по пути можно.

В Петербург мы ездили через Вологду.

Дорога тоже двухполосная, много фур и бесконечные знаки про лосей. Мне эти лоси уже повсюду мерещились, хотя не встретился, к счастью, ни один. Обратно из Петербурга выезжали по чудовищному туману – такого я не видела ни до этого, ни до сих пор. Заезжаешь в это белое клубящееся и реально исчезаешь. Включили все фары и «противотуманки» в том числе – всё равно жутко и ничего не видно, машины появляются ниоткуда, обгон становится задачей просто невыполнимой. Обратно решили другую дорогу опробовать -  через Пошехонье. Доехали быстрее, поток машин был меньше, но и дорога гораздо хуже.

Ну, Москва – Москва, понятно, часто, и примелькалась уже трасса. Но тоже сюрпризы были. Апрель, резина летняя давно, чистый асфальт, раннее утро, выезд из Москвы. Снега нет в помине, но накануне вечером прошёл дождь, а ночью ударил заморозок. Асфальт кажется просто мокрым. Остановилась, вышла, присмотрелась – ни фига он не мокрый, скользкий, в наледи! И таких участков – ох как много, по низинам особенно. Ехала крайне аккуратно. Поток рано утром был небольшой, но пара машин обогнала. Одну потом увидела в кювете – наледь на дороге сыграла-таки злую шутку. К счастью, там всё обошлось.

А самый смешной случай на московской трассе – утята.

Да-да, утята. Передо мной резко затормозила и остановилась машина, я тоже торможу и останавливаюсь. Смотрю – не могу понять – чего стоим-то?! И «встречка» встала. А потом вижу – утка с утятами идёт через дорогу. Степенно так, поглядывая по сторонам и чувствуя, что опасности нет – пропускают. И утята за уткой семенят. Народ восторженно защёлкал мобильниками, кто поближе оказался.

Тот ещё экстрим ездить зимой, в мороз.

В Великий Устюг, например. Через нашу Шарью и Пыщуг, а потом по Вологодской области на север. Лес-лес-лес, гололёд-гололёд-гололёд. И 3 января. И ощущение, что вся страна спит после Нового года, потому что машин на трассе – раз-два и обчёлся. Одни мы мчимся прямо в тридцатиградусный мороз к Деду Морозу. Дорога просто страшно бодрила, но добрались благополучно и туда, и обратно. Вологодская часть зимней дороги показалась приятнее костромской.

Сколько было дорог менее масштабных – не сосчитать. Наша область тоже немаленькая, а объехали почти всю, а ещё соседнюю Ивановскую, Ярославскую.

В планах – Казань и Карелия, Нижний Новгород и Пятигорск. И Владивосток. Ладно, про Владивосток шучу, конечно. Самолётам тоже надо дать шанс ))

Автор: Саша Белая