Спецпроект "Забытая Кострома" 0+

Дерзкая кража: в начале века под Костромой обокрали дачу писателя Фёдора Сологуба

Дорогие украшения и платья, принадлежавшие гостям поэта, так и не нашли.

В начале века большинство костромичей стремились на летнее время покинуть пыльный город. Горожане обосновывались на дачах, при этом жильё, как правило, брали в аренду.

О приближении дачной поры костромичам задолго до начала лета напоминали газетные объявления. Широкая рекламная дачная кампания разворачивалась на газетных полосах уже в марте – они пестрели заголовками: «К дачному сезону!», «Исключительно дачные новости!», «Только что получено для господ дачников!» Объявления зазывали горожан в лавки и магазины в гостином дворе.

Пик дачной торговли наступал в апреле – костромичи скупали ткани, лёгкие женские платья, сандалии, зонты от зноя, соломенные шляпы, купальные костюмы, предметы дачного обихода, принадлежности для путешествий, лекарства и много другое. Вместе с торговой рекламой в газетах было очень много предложений о сдаче в аренду помещений, о прокате специальной дачной мебели и вещей. Гимназисты старших классов искали учеников для репетиторства, некоторые горожане предлагали услуги по охране городского жилья на время отъезда семей, так как воры были особенно активны летом, когда квартиры пустовали.

Во время дачного сезона крестьяне и владельцы недвижимости за городом получали возможность неплохо подзаработать, тем более сдача помещений в аренду на летнее время не облагалась налогами. Чтобы привлечь «клиентов», жители деревень строили специальные лёгкие постройки с широкими окнами, кто-то вообще переделывал свой дом для того, чтобы там могли жить сразу две семьи, а кто-то и вовсе оставлял своё жилище дачникам, перебираясь в «холодные» избы.

Иметь свой собственный дачный участок могли немногие – в основном это были состоятельные горожане, купцы, промышленники и высокопоставленные чиновники. У небогатых костромичей дача могла появиться только одним путём - по наследству от родственников.

Дачный мир начинался сразу за городом, и лучшим местом для летнего отдыха всегда считалось волжское побережье. Здесь совместными усилиями дачников и крестьян сооружались купальни, устанавливались качели, на берегах ставились беседки и скамейки, где публика читала, рукодельничала и отдыхала. Не редкостью были и бесплатные для крестьян театральные спектакли и музыкальные концерты.

Днём же дачники гуляли, ходили в гости, устраивали экскурсии, соревнования по плаванью и состязания в лодочных гонках. Публика охотно занималась сбором грибов, ягод, ловлей рыбы, составлением букетов из полевых цветов, приготовлением гербариев. Не смущал многих дачников совместный труд с крестьянами, оказание им помощи в хозяйстве.

Но такие дружеские отношения были не всегда. Если дачник относился к селянам с высокомерием, то покоя ждать не приходилось, и отдых превращался в муку. Способов создать приезжим такую обстановку было немало. Одним из них было воровство. Крали не только вещи из помещений, но и одежду у купален, разного рода принадлежности для отдыха и путешествий.

Одна из самых дерзких краж случилась в 1916 году на даче, арендатором которой несколько лет подряд был известный писатель и поэт Фёдор Сологуб. Это произошло в имении Набатовых (ныне санаторий «Колос»). В августе там гостили актриса О.А. Глебова-Судейкина и музыкант А.С. Лурье. В момент кражи они находились в доме Сологуба. По возвращении в свои комнаты гости не досчитались платьев, старинных колец, браслетов и некоторых золотых вещей. Украденное исчезло без следа.

Дачный сезон заканчивался в конце августа. Бывшие дачники возвращались в город, чтобы в следующем сезоне вернуться на природу вновь.

Материал подготовлен по материалам книги Андрея Анохина "Кострома в будни и праздники".

Автор: Ирина Очагова