Костромской «Спартак» продолжает радовать своих болельщиков. Осеннюю часть чемпионата команда завершила на четвертом месте, уступая лидеру – команде «Псков-747» - всего 6 очков. Следующий матч команда проведет только в апреле. А пока мы решили поговорить с тренером футбольного «Спартака» Аркадием Ивановичем Красавиным о новой осенне-весенней схеме проведения чемпионата, о роли тренера в жизни команды и о том, почему у «Спартака» так и не получилось обосноваться на верхней строчке турнирной таблицы.
- Аркадий Иванович, осенне-весенняя схема проведения чемпионата немало озадачила болельщиков и вызвала ожесточённые споры среди футбольных специалистов. Как Вы относитесь к этому новевведению?
- Больших плюсов я не вижу. Я, как тренер, сталкиваюсь с определенными сложностями. В соответствии с новыми правилами, дозаявочный период теперь ограничен одним месяцем – с 26 января по 26 февраля. Для нас же, клубов 2-й лиги, это очень неудобно. Получается, что за это время я должен подобрать кандидатов в команду и посмотреть их в деле. Только вот адекватно оценить игрока в зимних условиях очень сложно. Тренировочные сборы в теплых краях у нас проходят уже после дозаявочной компании - а если игрок не устраивает, если тренер допустил ошибку? Получается, что назад пути нет – футболист уже включен в игровой состав. Если раньше нам давали время до апреля, и я мог посмотреть на игрока и на снегу, и в манеже, и на земле, то сейчас мы оказались в жестких рамках. Кроме того, маленькая пауза между чемпионатами (сезон заканчивается в июне, а следующий стартует уже в июле) приводит к тому, что страдает процесс подготовки команды. Когда мы начинали в апреле, ребята ходили в тонусе, была определенная ритмичность – играли без перерывов. А сейчас перерыв между играми – почти полгода! Жалко и болельщиков, которые охотно ходят на игры летом. Помимо всего прочего страдает и клуб - он несет лишние финансовые затраты.
- Как вы оцениваете результаты клуба, достигнутые им в «осенний» период чемпионата?
- Мы стремились победить в каждом матче. Если посмотреть на результаты, то наша команда очень хорошо оборонялась (у нас меньше всего пропущенных мячей), а вот по забитым голам мы находимся в районе 10-го места. У нас есть проблемы в атакующей линии. Вообще, мы очень много очков растеряли дома – если бы не домашние неудачи, мы бы были на первом месте.
- С чем они связаны?
- Вы понимаете, «Спартак» боятся и уважают, как команду. Поэтому к игре с нами готовятся более серьёзно, настраиваются. Цель наших соперников – увезти хотя бы одно очко, оно для них равносильно победе. Футболисты, приезжающие к нам, делают ставку на оборонительные действия, уходят в глухую оборону. Однако, несмотря ни на что, я не хочу отказываться от выбранного стиля и буду проповедовать атакующий футбол.
- Почему часто «Спартак» обыгрывал лидеров, а вот с аутсайдерами приходилось сложновато?
- Это, возможно, вопрос психологии - всем хочется проявить себя в игре с командой уровнем повыше. Может быть, где-то была недооценка соперника с нашей стороны. Но я не могу обвинить ребят – они всегда доминировали, много атаковали, заставляли соперника играть в тот футбол, который был удобен именно нам. Может быть, в какой-то момент удача от нас отвернулась, может, мы совершали ошибки, которые играли на руку сопернику. Вы понимаете, футбол – тем и хорош, что непредсказуем. До игры никогда нельзя сказать, кто победит.
- Как можно охарактеризовать нынешний сезон?
- Переходный, новый, мы пробуем себя в новых условиях. Подводить итоги пока рано. У нас цель одна - занять первое место. Мы должны побеждать всех. Для нашей команды все реально: главное - зажечь ребят.
- У «Спартака» есть свой фан-клуб, преданные болельщики. Ощущаете их поддержку?
- Конечно! Поддержка нам очень важна и нужна. Болельщики приучили нас к тому, что они всегда нас поддерживают, даже если мы и проигрываем. Несколько матчей фанатов на домашние игры не пускали правоохранительные органы, и нам пришлось играть в очень непривычной атмосфере. А вообще по моим наблюдениям фанатская группировка за два года увеличилась с 15-30 человек до 200.
- Тренер – профессия не для слабонервных. Как удается совладать с эмоциями в процессе матча?
- Когда у команды все получается – ты получаешь удовольствие от игры, удовлетворение от проделанной работы. Когда не складывается - важно не поддаваться эмоциям, хотя, конечно, без них никак. Нужно чувствовать команду – когда нужно прикрикнуть, когда поддержать. Это приходит с опытом, с годами. В любом случае, в себе эмоции стараюсь не держать. Это только кажется, что тренер на поле ничего не делает – на самом деле и пульс скачет, и сердце сжимается (улыбается).
- Игроки не обижаются?
- Если и наговорю сгоряча, то потом в индивидуальной беседе постараюсь сгладить острые углы. Тренер должен чувствовать игроков и уметь вовремя их поддержать. Вот один ходит понурый - переживает, что не забил или что забили из-под него, у другого глаза горят от успеха в предыдущем матче. Вот и приходится и с небес отпускать, и из трясины вытаскивать. Одним словом, тренер – и педагог, и тактик, и папа, и мама, и пастух, и дирижер (улыбается).
- Как проходит подготовка к игре?
- После окончания матча мы даем время футболистам на психологическое, моральное и физическое восстановление. Перед каждой игрой мы собираем тщательную информацию о сопернике: как они играют, их сильные и слабые стороны, как действуют в атаке, как обороняются. В соответствии с этим, вносятся определенные коррективы в тренировочный процесс. Тренерский штаб работает над построением игры, проводит тактическую и моральную подготовку футболистов.
- Как вы относитесь к известному высказыванию Фабио Капелло относительно игроков «Не в ногах дело, а в голове». Насколько это справедливо?
- От головы все идет, она говорит, куда бежать. Психология важнее физики. Но все должно идти в комплексе. Если в голове нет мозгов, то, как бы быстро футболист не бегал по полю, результата не будет. И наоборот.
- После просмотра фильма с Бредом Питтом «Человек, который изменил все» для меня спортивный тренер превратился из этакого харизматичного лидера, напутствующего ребят в раздевалке, в человека с логическим складом ума, который просчитывает и анализирует многоходовые комбинации. К какому полюсу ближе тренерская работа?
- Есть такие мотиваторы – мама мия! Но этого мало, надо уметь донести до футболиста задачу и настроить его на ее выполнение. Конечно, тренер должен быть мотиватором, однако помимо этого он должен уметь сформулировать для себя и донести до ребят их задачу.
- Вы много лет играли за Костромской «Спартак», а вот сейчас успешно тренируете родной клуб. Работа нравится?
- Нравится. Для меня моя работа как наркотик. Я получаю от нее удовольствие. Но вместе с тем это и большая ответственность – перед футболистами, руководством области и клуба, СМИ, болельщиками. Вообще профессиональному футболисту тренером стать легче. Ему все это близко и знакомо, он через все это уже прошел.
- Кому из тренеров Вы больше всего симпатизируете?
- Я наблюдаю за работой некоторых тренеров, но подражать никому не буду. У каждого свой стиль. Мы, тренеры, конечно, общаемся – нам есть, о чем поговорить. Например, я переживаю за Юрия Красножана. Мы в хороших отношениях и я очень уважаю его как специалиста. Вот планирую отправиться к нему на стажировку: он может поделиться ценными знаниями, тонкостями и нюансами построения тренировочного процесса.
- Что нужно, чтобы стать успешной футбольной командой?
- Факторов много. И стабильное финансирование, и сильный руководящий состав, и квалифицированные тренеры, и хорошие футболисты.
- А хороший футболист – он какой?
- Как пишут в учебниках, хороший футболист должен быть тактически грамотным, физически подготовленный, технически оснащенным и морально устойчивым.
- Сейчас в чемпионате перерыв. Чем занимаетесь?
- Общаюсь со своей семьей, отдыхаю. Скоро планирую отправиться на стажировку в «Кубань».
- Отличного отдыха! Мы ждем от «Спартака» ярких побед в новом сезоне.
- Спасибо.