Костромичи всегда с огромным нетерпением ждали Масленицу, так как в это время они могли расслабиться, развлечься и отдохнуть на полную катушку.
Перед праздником Кострома стряхивала с себя зимнюю усталость и оживала. На рекламных щитах не хватало места для афиш, которые анонсировали приезд известных артистов и выдающихся мастеров разных жанров. В общественных учреждениях, клубах и собраниях вовсю кипела подготовка к балам, концертам и вечерам.
Первые приготовления начинались на плацу между Гостиным двором и Большими Мучными рядами. На заснеженной площади появлялись лёгкие постройки, в которых размещались небольшие цирковые арены, синематографы, кукольные театры, будки фотографов и книготорговцев. Кроме того, здесь вырастали купольные матерчатые балаганы, карусели и качели.
Поскромнее обстраивалась Сенная площадь: из крупных сооружений здесь иногда располагался цирк или зоопарк. Постройки украшались пестрыми, броскими вывесками-рекламами, а владельцы заведений обещали народу только «лучшие зрелища».
Накануне Масленицы костромичи от души наедались мяса, а после начала масленичных дней ели только молочные продукты и рыбу. Главным праздничным блюдом, конечно, были блины.Блины ели в гостях, дома, на службе, на улицах и площадях.
Город в праздник втягивался постепенно – неделя была рабочая, но количество гулящих прибавлялось ежедневно. В широкую Масленицу Кострома погружалась в последние два дня. Они объявлялись выходными: заводы вставали и на службу не ходили. Город гулял!
На Павловской улице устраивались гонки с призами, заключались пари. Часто возницы, разгоряченные напитками, не управлялись, тогда экипажи врезались друг в друга. Седоки вылетали из саней, получая ушибы и травмы. Доставалось и зазевавшимся пешеходам: порой их сбивали, награждая увечьями. Извозчики в эти дни неплохо зарабатывали, так как подвыпивший народ торговаться не любил.
Масленичный Сусанинский плац представлял собой огромное скопление народа, который ждал развлечений. Костромичи специально копили деньги к этому случаю, чтобы ни в чём себе не отказывать. Народ валил на просмотр фильмов и балаганных действ, а также активно катался на каруселях и качелях. Горожане не скупились и охотно тратили деньги на фокусников-ловкачей, гадалок, предсказатели судеб и мастеров запрещённых денежных игр.
Ну и больше всего горожане спускали денег на вино. Рестораны и питейные заведения не могли вместить всех желающих. После того, как заканчивалась дневная торговля, начинали работать запрещённые «шинки», которые снабжали любителей спиртного любым напитком в удобной для них посуде. Последние два масленичных дня имели высшую степень разгула, поэтому больницы были переполнены перепившими травмированными людьми.
Так отрывались, разумеется, не все костромичи. В благовоспитанных семьях ничего подобного, как правило, не случалось: они ходили к друг другу в гости, посещали театры и концерты, устраивали совместные прогулки и катания, а также водили хороводы вокруг костров.
Масленичные гулянья всегда заканчивались по-разному, и часто это был мордобой, кровь и трагедии. В 1914 году Масленица была на редкость спокойной.
Газета тогда сообщила: «Масленичное веселье закончилось благополучно. Кровавые драки отсутствовали. Лишь во время традиционного катанья произошло несколько случаев неосторожной езды. Полицейские участки, по обыкновению, изобиловали задержанными до вытрезвления».
Праздник кончался. Сусанинский плац пустел. Однако холодные увеселительные заведения не разбирали – впереди трёхдневная Фёдоровская ярмарка. А пока что городу наступало время прийти в себя: начинался Великий пост.
Материал подготовлен по материалам книги Андрея Анохина "Кострома в будни и праздники".