Школьные годы электронные: откровения мамы костромского 7-классника

Автор: Саша Белая

Мои школьные дневники мама до сих пор бережно хранит дома, в старом письменном столе. Исписанные расписаниями, домашними заданиями и сверкающие пятёрками, дневники возвращают в прошлое, в давнюю детскую школьную жизнь.

Иногда я натыкаюсь на них в ящиках письменного стола, перелистываю плотные странички и улыбаюсь. Особенно в тех местах, где мои честные пятерки перемежаются с корявыми двойками – племяннику ставили мою учебу в пример, и он некоторые страницы из вредности подпортил, пририсовав между пятерок несуществующие двойки, а потом, в порыве совестливости, их аккуратно зачеркнув.

Мальчишки из нашего класса дневники теряли, вырывали страницы с двойками и колами или замечаниями учителей. До сих пор помню, как усердно переправлял мой сосед по парте двойку на тройку: долго тёр цифирку ластиком, а потом, высунув от усердия язык, очень осторожно пририсовывал к полуисчезнувшей двойке нужные загогулины.

Дневники собирали на проверку и выдавали на классных часах. Открывали мы их с замиранием сердца, особенно после контрольных и проверочных – что получили? А как было приятно писать на каникулярной неделе размашисто и весело – КАНИКУЛЫ!!! А уж фразы «Дневник на стол!» и «Мама, подпиши дневник!» запомнили все школьники моего поколения.

Сейчас я сама мама, и когда ребёнок пошёл в школу, я с удивлением обнаружила, что дневники сейчас совсем другие. Помню, уже весной купила обычный, только очень красивый дневник для первоклашки – не удержалась. А перед 1 сентября мы классом закупили комплекты рабочих тетрадей по программе школы на весь год, куда входили и дневники. Немного другие, не такие, как были у нас. Начальная школа быстро закончилась, а дальше оказалось, что дневник в школе и вовсе электронный.

Чудо расчудесное для родителей.

Удобство и контроль в одном флаконе. Вот вам пароль, заходите, смотрите оценки своего чада. Всё понятно, всё расписано, даже средний балл за четверть подсчитан.

Такой дневник не потеряешь, оценки в нем не сотрёшь. Доступен он круглые сутки и везде, где есть интернет. Вот вам сообщение от классного, что расписание на завтра изменилось. Вот вам объявление от физрука, что лыжная подготовка закончилась (Господи, наконец-то! Не надо тащить лыжные ботинки и форму!). Ребёнок домашку забыл записать? Да вон она, в дневнике висит, никуда не делась. В общем, прогресс и достижения техники налицо. Я вообще за. Правда. Но….

Обычный дневник тоже пока в школе остался, но он не обязателен.

По старинке еще дети записывают туда домашние задания и расписание. Но особо можно не стараться – в электронном дневнике всё есть. Когда в программе бывает сбой, оживляется родительский чат – что задали и как делать.

И оценки за четверть, конечно, выставляются в электронном дневнике. Но ребёнок старательно выписывает их себе в дневник бумажный. Двойки, конечно, не выписывал бы, а хорошие оценки хочется посмотреть, взять в руки, по-настоящему. И мне тоже. Но всё остальное в обычном дневнике записано таким почерком – врачи обзавидуются. А зачем стараться? Никто ж дневники не проверяет. И расписываться родителям в них не надо. Как-то к нам в гости приехала бабушка. Вернувшись с работы я застала её на кухне с дневником ребёнка в руках, строгую и серьёзную.

- Посмотри! Посмотри на его дневник! – сказала она мне с ужасом.

- А что там? – удивилась я.

- Ты видела почерк? Ты видела записи?! Это же кошмар! – бабушка потрясала передо мной дневником, который в школе давно никто не проверяет.

Мы объяснили ей про дневник электронный, показали, как он работает. Бабушка настороженно посмотрела оценки и записи, а потом вздохнула:

- Это они скоро так и писать разучатся… Только печатать буквы будут.

Мне тоже взгрустнулось. Потому что я писать точно уже разучилась – только печатаю, и электронный дневник тут вообще ни при чём.

Я, кстати, вообще в него не захожу. Даже пароля не знаю. В голове столько паролей, рабочих и личных, что ещё один туда просто не помещается. Ребёнок сам мониторит оценки. Надеюсь, пароль не забудет, откроет лет через ..цать своим детям показать, как учились и что задавали.

Соседка из электронного дневника не вылезает.

Проверяет оценки сына постоянно. Её 10-летний предприимчивый и очень находчивый ребёнок в прежние годы, думаю, имел бы два дневника – для учителей и для родителей, а с электронным дневником - ну никакого размаха для креатива.

Если раньше мог сказать, что не задали ничего по русскому, то теперь этот номер не пройдёт – электронный дневник непреклонен. И предательские двойки вылезают сразу. Помню, отключили электричество дома на весь вечер, у соседей разрядились все гаджеты, и соседка страдала от того, что не в курсе домашки сына. Сын вместе с моим радостно занимался набором «Юный химик» при свечах и про домашку не думал: нет электричества – нет домашки, ура! И школы разные, у моего домашку не спросишь.

А как раньше родители общались между собой? Ну на собраниях. Ну по телефону, кто друг друга знает. А сейчас - вот тебе чат и обсуждай, сколько влезет, что принести на технологию и как разобрать слово «ушёл» по составу.

Родительский чат – вообще отдельная тема.

Чат начальной школы можно смело растаскивать на цитаты.

В первом классе в чате мы искали стихи о маме, стихи ко Дню учителя и прочие стихи и хвастались осенними поделками. Во втором классе выясняли, где Васина шапка и Васина ли шапка висит в углу раздевалки, а чей ботинок в зале физ-ры и хвастались осенними поделками. В третьем в очередной раз обсуждали, как подписать лыжи и где купить к ним чехлы и хвастались осенними поделками. В четвертом – где проводить выпускной и почему половина класса никогда не знает домашки – ах, ну да, дети привыкли, что родители друг у друга в чате спросят, что задали и как делать. В пятом дети открыли свой чат, и родительский чат заглох, оживляясь только по важным поводам. В шестом добавили чат класса с классным руководителем и сильно старались не перепутать сообщения, написанные в родительский чат, с сообщениями в официальный чат.

И это я не говорю про интернет и специальный портал для школьников, где можно посмотреть видеоуроки по всем предметам, если ты что-то пропустил. Максимум, что я могла сделать, когда болела в школе, – попросить одноклассницу забежать после школы,  продиктовать мне домашние задания и почитать учебник.

Так и живём. Пойду загляну в электронный дневник, напишу сообщение учителю математики, на какую тему нам обратить внимание перед контрольной, чтобы исправить оценку. Я учителя в глаза не видела, а в виртуальной школьной реальности общаемся. 21 век!