В XIX веке в Костроме власти заставляли велосипедистов сдавать экзамен
С их появлением на улицах началась настоящая неразбериха.
В 80-х годах XIX века на улицах Костромы появились первые велосипедисты и их число, несмотря на высокую стоимость транспорта, постоянно увеличивалось. Дело дошло до того, что в 1852 году в городе появилось даже Костромское общество велосипедистов.
Велосипедисты внесли неразбериху в привычный уклад жизни: участились сшибки экипажей, так как лошади пугались резких звонков, обгонов и становились неуправляемыми. Кроме того, под колесами велосипедов часто оказывались пешеходы. Падали, получая травмы, и сами велосипедисты. Пришлось вмешиваться властям – городское руководство приняло обязательное постановление «О порядке езды в Костроме на велосипедах».
Документ стал попыткой создания правил уличного движения и состоял из запретов и предписаний, относящихся к поведению велосипедистов на дорогах. Один из пунктов постановления звучал так: «В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде последний обязан остановиться и сойти с велосипеда». С введением постановления каждый велосипедист должен был уплачивать в городскую управу денежный сбор, получая взамен номерной знак для прикрепления его сзади седла.
Введение номеров заставил велосипедистов быть более осмотрительными и аккуратными. Прежде, если по их вине случалось какое-либо происшествие, то большинство быстро уезжали, не дожидаясь прихода полиции. Теперь присутствие на машине номера, различимого даже издали, удерживало их от необдуманных действий, а если кто-то и покидал место аварии, то его теперь можно было быстро найти.
Одной из причин частых аварий было неумение велосипедистов управлять своим транспортным средством. Именно поэтому с 1902 года члены городской управы начали устраивать экзамены велосипедистам на право езды по городу. На площадке при управе выкладывались поленья, и экзаменующийся должен был объехать их, не задевая, также «проехать доску, под серединой которой было положено тоже полено». Выдержавшим испытания выдавался номер.
Купить импортный или отечественный велосипед в то время в Костроме была не проблема. Самым известным магазином было заведение латыша Л.Ф. Демме, которое располагалось на Русиной улице (в настоящее время – улица Советская). Среди услуг, которые он предлагал, было, как бы сейчас сказали, сервисное обслуживание, а также услуга зимнего хранения транспорта.
Число велосипедовладельцев в Костроме росло год от года, и часто случалось так, что в городской управе заканчивались номерные знаки. Тогда чиновники выдавали вместо них свидетельство об уплате велосипедного сбора (1 руб. 50 коп.). К 1913 году в Костроме стояло на учете более 800 велосипедов.
По материалам книги Андрея Анохина «Кострома в будни и праздники».