Признаться, идея поговорить с самым продаваемым костромским автором - Павлом Робертовичем Румянцевым - возникла у меня уже давно. Член Союза писателей, проработавший всю свою жизнь в Никольской психиатрической лечебнице врачом-психиатром, автор психологического бестселлера «В поисках нормы», - личность неординарная и, безусловно, интересная. Набрать номер телефона Павла Робертовича я решилась, в том числе, и по просьбам моих знакомых, которые однажды, «случайно», наткнулись на его книги. Ну что ж, надо звонить и просить об интервью, решила я, однако телефон маэстро ответил мне длинными гудками. Оказалось, что в это самое время Павел Румянцев прогуливался по улочкам Мадрида.
- Павел Робертович, как путешествие?
- Замечательно.
- Судя по Вашей книге «Штрихи. Заметки путешественника», Вы предпочитаете активный отдых?
- Да, пока позволяет состояние здоровья и есть возможность.
- Вы путешественник со стажем. Где особенно понравилось?
- Нравится кататься на горных лыжах в Альпах. Из городов люблю Прагу. Сейчас Прага стала практически русским городом, москвичи вообще ездят туда на выходные, на два-три дня. Не то, что это плохо, просто уже не чувствуешь себя там заграницей.
- Языковой барьер не мешает?
- Пришлось английский язык выучить. Где-то за 2-3 года освоил. Конечно, «освоил» - это громко сказано. Но все, что мне надо, я смогу сказать. В Англии был - не растерялся. В принципе в Европе народ доброжелательный: все на пальцах расскажут и даже отведут.
- Как возникла идея написать своеобразные непутевые заметки» и издать книгу?
- Я даже не знаю... Вообще меня больше интересовали не мои собственные восторги («Ах, я увидел Эйфелеву башню!»), а менталитет, встречи с людьми. Это гораздо интереснее.
Например, в Вене удалось понаблюдать за китайцами, которые очень упертые, как танки. Благодаря этому своему качеству, они много чего добиваются. В концертном зале, куда зашла группа китайских туристов, было очень много свободных мест. Маленькую хрупкую китаянку гид посадил сразу за немцем, размером со шкаф: ей было не видно ни дирижера, ни оркестр. Можно ведь было пересесть - свободных мест предостаточно. Но она весь концерт просидела за этим «шкафом». И это самая мягкая иллюстрация китайского менталитета…
А вот особенности русского характера. Гид-чех, приглашая нас в музей, перепутал окончание и вместо «пойдемте по-тихоньку», сказал «пойдемте по тихой». И вся наша русская группа пошла за ним, крадучись, готовая проникнуть в музей «по тихой»! Мы, русские, всегда готовы к каким-то не совсем законным действиям…
Вообще, книжка собиралась не один год - десятилетиями. Выросли дети, у нас с женой появилось время для путешествий. В основном это она меня сподвигает на поездки, это ее заслуга.
- Возвращаясь к литературному творчеству. Литератор и врач - профессии, мягко говоря, разные. Вы практически как Антон Павлович.
- Мне не нравится это сравнение. Часто говорят «наш Чехов», но я этого не люблю. Весь и смысл, наверное, в том, чтобы у человека, занимающегося литературой, появился свой почерк, свое лицо.
- Страсть к литературе когда возникла?
- Ну…(улыбается). Я всегда шуткой на этот вопрос отвечаю. Писать я начал в первом классе 34 школы города Костромы. Писал-писал и дописался до члена Союза писателей.
- Удавалось совмещать два направления деятельности?
- Всякое было. Но я вот теперь понимаю, что Бог дал мне литературный дар, чтобы я написал книжку о психиатрии. Все мои литературные опыты позволили мне выработать литературный язык, вкус, чувство меры, чувство стиля для того, чтобы написать вот эту книжку («В поисках нормы» - прим. автора). Она итог всей моей жизни.
Мне очень хотелось написать о сложных явлениях психики простым, доступным, просветительским языком. Я очень долго ходил кругами, пробовал что-то писать, но получалась скучная лекция. Проблема разрешилась случайно. Я читал лекции в нашем медицинском училище. Рассказываю девчонкам, какие отклонения у Гоголя были, у Пушкина. Им, конечно, интересно, но заняты они своей жизнью. Я начал рассказывать о себе: девочки, а вот у меня тоже бывают колебания настроения, у меня тоже бывают депрессии. Они заинтересовались, и завязался диалог, который я решил использовать в книге. Пришлось, конечно, раскрыться, хотя я человек замкнутый. С другой стороны, кто читал, говорит, что это подкупает.
Плюс ко всему в книге очень много иллюстраций, над которыми больше года работал известный костромской художник Сергей Пшизов.
- Вы довольны тем, что у Вас получилось?
- Да, доволен. Первый тираж разошелся в Костроме меньше, чем за год. Пришлось печатать дополнительный. Сейчас книгой заинтересовалось московское издательство, которое обещало выпустить книгу уже в конце года.
- Еще что-то планируете написать на эту тему?
- Я еще, как говорится, не отошел от этой книги. А потом я такой человек - не люблю идти проторенными дорожками. Я ведь начинал с юмористических рассказов, которые печатались в журналах «Вокруг смеха» и «Юность». И вроде бы сиди и пиши дальше. Но я сделал крен в драматургию, написал несколько пьес. Одну из них поставил народный театр «Полином», по другой ГТРК сделала радиоспектакль. Недавно в Парфеньево народный театр поставил мою достаточно сложную пьесу, о вреде абортов.
- Профессиональная деятельность дает пищу для деятельности литературной?
- Хм, в последней моей книге очень много психиатрии. Я Вам ее подарю. Называется «Последние версты. Повесть о Гоголе».
- Помимо Гоголя в истории были известные поэты, музыканты, у которых были некоторые отклонения?
- Были, конечно. Например, острый чувственный бред (есть такое понятие в психиатрии) великолепно описан в рассказе Всеволода Гаршина «Красный цветок». Писатель описал психоз, который сам пережил. Психиатры часто используют его текст для иллюстрации данного заболевания.
Пушкин был тоже склонен к колебаниям настроения. Его знаменитое «не дай мне Бог сойти с ума..» имеет под собой реальные опасения. Но гении умеют многое преодолевать.
- Про Гоголя все знают, а вот что Александр Сергеевич Пушкин тоже мог попасть под пристальное внимание психиатра…
- У Пушкина характер был далеко не сахар. Об этом все ведь написано… А потом для меня более загадочна фигура Михаила Лермонтова. В таком возрасте погибнуть… такой язык, такие гениальнейшие стихи. И характер тоже был ужаснейший: ведь он же сам провоцировал Мартынова на все эти ссоры. Описывая его личность с позиции психиатрии, мы можем увидеть его отклонения в динамике, а потом… обрыв и смерть. Тоже самое у Пушкина и Гоголя. А что бы с ними было дальше?
- А что бы было с ними дальше?
- А гений есть гений. Это загадка.
- Они погибают в расцвете?
- Да. Я не исключаю, что вполне возможно у Лермонтова бы развился психоз, судя по его характерологической динамике. Но мы можем только гадать на кофейной гуще. Для нас он навсегда останется гением. А вообще, копаться в грязном белье Пушкина - это не очень интересно. Я вот недавно перечитал «Евгения Онегина» - такое удовольствие получил!
- А Вы вообще современных авторов читаете?
- С большим трудом. Даже таких известных, как Мураками и Пелевин. Но некоторые молодые авторы мне нравятся - Елена Исаева, например. Безусловно, Валентин Распутин, Борис Васильев. Булгакова читаю. Можно сказать, что это современный автор. Хотя у Булгакова такие отклонения в психике были...
- И у Булгакова?!
- У нас в психиатрии есть такая шутка, что если у творческого человека нет отклонений в психике, то он не творческий, а зарабатывающий.
Что вас еще о психиатрии интересует? Вы задавайте вопрос, вы же молодая! Молодое поколение задает такие вопросы, которые мне и в голову не приходят!
- Многие боятся слова «психиатр». Оно несет, мягко говоря, негативный оттенок.
- Это все зависит от школы, от традиций, потому что психиатры бывают разные. У нас вот больница очень хорошая. Мои коллеги даже пошутили: «Благодаря твоей книжке о психиатрии знает теперь вся Костромская область». Это уже уход от негатива.
А вообще, это не только российская проблема. У меня есть знакомый психиатр, который уехал в Америку, открыл там свой кабинет, назвавшись психоаналитиком. «Думаешь, если я напишу «психиатр», ко мне кто-нибудь пойдет?» - заявил он мне.
- Кто же такой психиатр? Многие думают, что это человек, к которому пойдешь в последнюю очередь не по своей воле, когда совсем уже плохо.
- Сложно однозначно ответить. Психиатрия развивается, меняется отношение к ней со стороны общества. И это, может быть, у Вас такое отношение, а я знаю противоположное. Сначала идут к психиатру, а потом к остальным докторам: проверьте, моя болезнь не с нервами связана? И потом, все психиатры разные, так же, как и хирурги, терапевты, гинекологи.
- Профессия Вам нравилась? Что привлекало, что, может быть, вызывало негативные эмоции?
- Нравилась, конечно. Я бы не стал книжку писать, если бы не нравилась. Нравилось то, что, знаете, в психиатрии между врачом и пациентом возникают доверительные, порой близко к родственным отношения. На наших глазах происходит человеческая трагедия, мы помогаем. А какая радость для доктора наблюдать выздоровевших от недуга и вернувшихся к нормальной жизни людей!
А минус в том, что мы, к сожалению, не всесильны. Иногда болезнь приобретает такую форму, что мы можем только смягчить ее проявления. Помню девочку, вундеркинда, которая после поступления в МГУ тяжело заболела. Сейчас она уже, мягко говоря, в нечеловеческом состоянии.
Вообще, сейчас очень изменилась терапия психических заболеваний. Врачи стараются подбирать такие лекарства, чтобы не было осложнений, чтобы человек не превращался в овощ. Помните фильм «Пролетая над гнездом кукушки»? Этих варварских методов уже давно нет, а фильм идет. Журналисты ищут Наполенов, а их тоже уже нет, потому что до той конечной стадии психической болезни, когда ты себя считаешь великим, за исключением некоторых литераторов (улыбается), доходят очень мало больных. Их вылечивают. За исключением литераторов (опять улыбается).
- Поделитесь рецептом счастья, гармонии.
- (улыбается). Гармонию надо искать в себе. И если моя книжка кому-то поможет найти ее, то дай Бог. Знать свои не совсем хорошие черты, научиться совладать с ними. Это очень важно. Как-то одна девочка позвонила мне и сказала, что, прочитав книгу, нашла ответы на все вопросы о психиатрии, которые ее волновали. Это очень хорошая рецензия.