Интервью

Елена Сокол: «То, что будут думать люди, - совершенно неважно»

Стереотип о том, что мастер тату - это брутальный татуированный мужчина со стальным взглядом и пудовыми кулаками, похоже, в нашем городе совсем неактуален. Во всяком случае, одним из самых популярных мастеров в Костроме является хрупкая девушка с необычной фамилией. С Еленой Сокол мы долго договаривались о встрече. Всему виной ее напряженный график: оказалось, Елена - человек очень занятой, так как сделать себе татуировку желает все большее количество костромичей.

- Елена, с чего все начиналось?

- Я так и знала! Может, сказку какую-нибудь сочинить?

- Давайте!

- Хм…не приходит в голову…Придётся правду рассказывать.

Жил-был дурачок-мальчик, который делал самопальные татуировки. Делал людям ужасные татуировочки - страшненькие, портачненькие, синенькие. И занесло меня к друзьям в это общежитие, посмотреть. Мне стало интересно. Я спросила: «Можно попробовать?» Он ответил «да», и тут же нашлась девочка, которая говорит: «А давай на мне!» Так и получилась моя первая татуировка, кстати, благополучно живущая до сих пор. Там были две кошечки, одна спит на другой. Учитывая, что я использовала обычную тушь, то они получились немного «пушистыми», с подплывшими контурами. Я этой девочке до сих пор предлагаю переделать татуировку, а она не хочет - ей нравится.

- То есть Вы вот так вот взяли и с первого раза сделали татуировку?

- Ага. Без подготовки. После этого было страшно пробовать еще, потому что от струны было много крови и воспалений. Вроде бы и любопытно, но и работать таким инструментом больше не хотелось. И вот спустя год я покупаю в Москве первую машинку и устраиваюсь в костромской салон «Золотая Роза». Так, собственно говоря, 7 лет назад и началась моя деятельность в этой сфере.

- Как правильно называется Ваша профессия?

- По документам государственного образца мы называемся «мастерами дермопигментации», но это неверное определение. Дермопигментация - это влияние на процесс выработки кожей пигмента с целью ее покраски. Это нереально. Поэтому, в принципе, нас можно назвать мастерами художественной татуировки.

- Мастер тату - это творческая профессия?

- Однозначно! Никаких шаблонов, никаких повторов. Это непрофессионально. Кожа ведь у человека - одна-единственная. Если девочка идет по улице в розовой кофточке и видит вторую такую же, то, как правило, она приходит домой, расстраивается, вешает ее в шкаф и больше не надевает. А ведь татуировку снять невозможно. Поэтому я не уважаю людей, которые делают шаблоны и штампуют одну и ту же тату. Мы не повторяемся. Бывают немножечко упрямые клиенты, которые приносят фото и говорят: «Я хочу такую же татуировку». Ты ему пытаешься объяснить, что уже такая есть, давай сделаем что-то похожее, хотя бы с небольшими изменениями.

В любом случае, это однозначно творческая работа. Если ты не способен фантазировать, то не стоит, наверное, этим заниматься. Либо нужно, чтобы рядом был человек, который будет рисовать, а ты чисто технически копировать. Однако, если тебе что-то нужно внести, привнести - ты не сможешь. Нет творчества, нет способностей, нет нормальной художественной татуировки.

- А у Вас художественное образование?

- У меня высшее художественное образование, красный диплом с отличием, а также медицинское среднее образование. А еще… мы привезли из Питера первое место!

- Да-да, Вы же собирались на фестиваль. Расскажите о нем.

- В Санкт-Петербурге каждый год проходит фестиваль художественной татуировки, собирающий большое количество участников. Люди приезжают, чтобы показать, что они могут, и посмотреть, что могут другие. Там есть несколько номинаций. Работы в некоторых номинациях, например, самая большая татуировка, делаются в течение года. Потом она привозится на фестиваль и сравнивается с другими подобными работами. Есть номинация «Best of the day» - она делается непосредственно на фестивале. Мы делали рукав, посвященный Великой Отечественной войне. Эскиз создавали на основе фотографий, документов и наших фантазий. Нам сказали молодцы, давайте работайте дальше. Два года назад я заняла третье место, теперь вот первое.

- А дальше…

- А дальше падать-то не хочется. В августе мы поедем в Казань, выступим там уже с другой татуировкой.

- А это был международный фестиваль?

- Кого там только не было. Последний раз приезжал какой-то мексиканец, совершенно не говорящий по-русски. Сидит на своем ковре и по старой японской технологии - мануально палками - делает татуировку. Модель «бьется в коматозе», а он говорит «Нет-нет-нет, так правильно, если ты выдержишь - значит, это твое, не выдержишь - не твое». Даже пообщаться с ним не смогли - переводчика не было.

- А на сколько сегодняшняя технология нанесения тату отличается от той, что была, скажем, 5-10 лет назад?

- Машинки делятся на две категории: роторные и индукционные. Первые заставляют иглу идти по вращательной траектории и используются в основном для татуажа на лице или для контуров. А вторые, индукционные, более современные и мощные, заставляют иглу двигаться вперед-назад.

Сейчас регулярно появляется большое количество самых разных приспособлений, вроде бы облегчающих работу мастера. Например, чтобы иголка не «жужжала», придумали специальный механизм. Однако, на мой взгляд, это абсолютно бесполезный гаджет, так как он, во-первых, затрудняет движение иглы, а, во-вторых, мешает работать. Когда человек слышит, что начинает работать машинка, то он собирается и сосредотачивается. А вот если она не «жужжит» – просто расслабляется.

Вот эта бесшумная машинка лежит у меня на полке. Я не могу ей пользоваться. Начинаешь прикасаться к человеку - он просто отпрыгивает от неожиданности. В результате из-за таких технических вопросов в работе могут появиться лишние недочеты.

- А вообще кто к вам приходит?

- Люди! (смеется). Иногда животные.

- Серьезно?

- Да, у меня есть целая категория людей, которые приходят и говорят: «Клеймите моего песика» или «Сделайте моему сфинксу татуировочку, он очень хочет». Я говорю: «Не хочет ваш котик татуировочку. Это ваша больная фантазия». Зачем бедному животному эти страдания? Я уверена, животные не хотят иметь татуировок.

- Как по Вашему, должна ли татуировка нести какой-то смысл?

- Почему-то все считают, что есть какие-то общепризнанные значения татуировок. Допустим, в далекие-далекие времена у леди де Винтер была лилия. Правда, это было клеймо, а не татуировка, но ничего страшного. Все, если у девушки есть лилия, то она падшая женщина. Змея - это холодная падшая женщина, лошадь - это страшная падшая женщина, дракон - это холодная, страшная, падшая женщина.

На мой взгляд, ты должен сам для себя понять, чего тебе не хватает и что для тебя будет значить эта татуировка. А то, что люди будут думать, - совершенно неважно. Они могут придумывать тысячи разных определений, которые не будут соответствовать истине.

Если ты делаешь, например, портрет своей любимой собаки, то это должно символизировать преданность, верность, дружбу. Ты ее любил, любишь, будешь любить до конца своих дней. Она была в твоей жизни. Это какое-то напоминание, воспоминание что ли. И совершенно неважно, что люди будут говорить: «Ооо, у тебя собака, значит, ты злой что ли?» Идите-идите, ребята, думайте.

- Это правда, что люди, сделав одну татуировку, не могут уже остановиться?

- Я своих клиентов делю на две категории. Первые - делают одну и успокаиваются. Им просто достаточно: они хотели - они сделали. Вторая категория - те, которые уже больше не остановится. Это вопрос времени: либо они будут приходить каждый месяц, либо раз в год. Одна девочка делает себе тату исключительно на день рождения: у нее их уже пять. Или с одной или все - без тормозов.

- С чем это может быть связано?

- Кому-то чего-то не хватает, я думаю. Есть те, кто делает, чтобы привлечь внимание. Кто-то делает реально для себя. В таком случае они не выставляют их напоказ.

- А вообще девушек-мастеров много? Или это все-таки мужская профессия?

- На фестивале люди, рассмотрев наших моделей, спрашивали, кто их мастер. Когда ребята показывали на меня, то в ответ они слышали: «Да ну ладно, серьезно?! Да не может быть!»

Что за стереотипы? Если вы нормальный, разумный, грамотный человек, то вы должны понимать, что если, например, у меня два шикарных рукава, то логично предположить, что мне кто-то их делал. А у нас почему-то в Костроме 99% людей, посмотрев на Пашу, обладателя двух рукавов (администратор салона) говорят: «О, Вы - мастер!» Он в руках машинку не держал, но если он кивнет и скажет «Да, я мастер!» люди сядут к нему без раздумий. А когда выхожу я, начинается: «А вы давно этим занимаетесь? А вы сможете…?»

- Не доверяют?

- Да. К девушкам идут нехотя, приглядываются, присматриваются. С одним авторитетным человеком в Костроме мне пришлось даже поспорить. Он пришел ко мне с эскизом татуировки и сказал: «Тебе вот такую никогда не сделать!» Он меня настолько разозлил, что я взялась с работу, сказав ему, что если его не устроит результат, то я не возьму с него денег. После окончания работы он подошел к зеркалу, посмотрел, молча положил денежку на стол и ушел. Через день пришел с коробкой конфет. Видимо, это были своего рода извинения.

- Вы клиентам помогаете в выборе? Как психолог. Или они приходят уже с готовыми решениями?

- Это вообще мечта мастера, чтобы человек приходил и знал хотя бы, что он хочет. Большинство приходит и начинаются часовые листания журналов: «А, может, кошечку? Не-е-е-ет....А может, японский рукав? Не-е-е-ет....А может, жар-птицу?»

Нельзя так. Ты же делаешь тату на всю жизнь. Я обожаю клиентуру после 30. Спасибо, что они есть. Потому что у них в голове уже какой-то орешек заложен, главное, его просто прорастить. Пусть он не найдет эскиз, но он хотя бы знает, что он хочет. У меня есть творчество, фантазия, способность собрать все воедино, создать эскиз, которого еще нет. Вот это мне интересно.

Часто приходят без царя в голове и говорят: «Сделайте что-нибудь». У меня есть желание, мечта - сделать кому-нибудь татуировку «что-нибудь» и сказать: «Вы же меня сами просили». И всем остальным, которые приходят и просят сделать им «что-нибудь», показывать фотографию тату этого клиента.

В любом случае, мы должны справиться с любым, даже с последним упрямцем. Ты должен добиться, чтобы он все-таки, наконец, созрел, все-таки понял, чего хочет. Даже если он не знает, значит, ты должен ему помочь, «поковыряться» в его предпочтениях. Если и это не поможет, то, наверное, придется просто отказать. Не потому что тебе не хочется с ним работать, а потому что человек не знает, чего хочет. Это просто-напросто значит, что через два года он придет и скажет: « Мне надоело».

- Многих людей, которые делают татуировку, волнует вопрос насколько это безопасно.

- Есть некоторые санэпидемнормы, которые мы должны соблюдать. Например, я пользуюсь герметичной иглой. После окончания работы я ее разламываю на две части и утилизирую. Носики стерилизуются. Можно использовать и пластмассовые, но я им не доверяю. Пластмасса есть пластмасса. А нержавейка есть нержавейка: помещаешь ее в сухожар, убивающий все микробы, – и все. Само оборудование протирается спиртом. Что касается краски, то ее делают из глицерина, спирта и минеральной основы. Она гипоаллергенна. Единственная аллергическая реакция может быть на заморозку, поэтому я всегда спрашиваю, нет ли аллергических реакций, например, на лидокаин.

- А Вы картины уже не пишете?

- Нет, потому что мне эскизов достаточно. Да и просто катастрофически не хватает времени. У меня даже на исполнение эскиза времени не хватает, приходится по ночам сидеть. Вот я работаю с 12:00 только потому, что я заканчиваю в 11-12 ночи. Надо приходить в нормальный ритм, но желающих много, а отказать не умею.

- Елена, да Вы трудоголик.

- Есть такое (улыбается). Меня как-то спросил один клиент, почему им ты не можешь отказать, а семье можешь? Нет ответа на это вопрос…

- С коллегами хватает времени общаться?

- Да, мы даже иногда делаем совместные проекты. Так, недавно мы организовали интересный проект вместе с ярославским мастером. Мы с ним положили мальчика на кушетку, поставили камеру и сняли весь процесс от и до: от нанесения контура и заканчивая полной покраской. Без фотошопа и монтажа.

- Что доставляет Вам удовольствие в работе и в жизни?

- Меня радует, когда человек приходит с идеей, не с точным рисунком, а с идеей. Может грамотно мне ее описать и заинтересовать меня. Ведь я могу создать что-то такое, чего ни у кого никогда не будет! Мне интересно, и я прямо очень люблю таких людей. Если бы все были такие, я бы жила просто в сказке. Мне нравится результат. О, я поняла, что доставляет мне удовольствие. Реакция! Когда они подходят к зеркалу в конце и говорят: «Ух ты!» Одна девочка, увидев тату, даже завизжала. Я выбегаю, спрашиваю, что случилось. А она кричит: «Я самый счастливый человек на земле!» Клиенты, ждущие своей очереди, были под впечатлением.

- А есть те, кому не нравится результат?

- Нет таких людей. Есть такой крутой способ работы hand free. Мастер берет ручку и рисует на коже рисунок. Я смогу это сделать, но не делаю. Потому что я хочу, чтобы человек заранее видел конечный результат - со всеми бликами, со всеми шерстинками, со всеми тенями. А hand free…ну я это вижу так, но не факт, что ты это видишь так же. «Ой, эта тень так будет, а я думал вот так…» И вот чтобы таких реакций не было, человек должен увидеть эскиз и понять, как это будет.

- Есть любимые работы?

- Их несколько. И если бы эти люди завещали мне кусочки своей кожи, я бы была безмерно счастлива. Называть их не буду, потому что озвучив одну, я обижу другую, поэтому… Одну из моих любимых работ, кстати, мы делаем сейчас и зовут ее …Геннадий.

Был у мальчика маленький штрих-код, сделанный у меня же два года назад. Безумно счастливый мальчик убежал. Прошло два года, и он понял, что хочет чего-то большего. И мы во всю спину «бахнули» ему дракона. Имя у дракона уже есть. Я даже мальчика не знаю, как зовут: с ним мы общаемся через его дракона Геннадия.

Автор: Ирина Очагова