Информационный портал "Город Кострома"
Курс ЦБ 102,58 107,43
Интервью

Павел Белоусов: «Домашние собаки могут только позавидовать служебным»

Четыре года назад в Кострому приехали два новых четвероногих жителя. Пройдя курс молодого бойца, они стали единственными в области «специалистами», сертифицированными на поиск людей в лесу. Знакомиться с двумя очаровательнейшими лабрадорами корреспондент портала КО44.RU отправился без вкусных подарков. И, как оказалось, зря: девочки не прочь покушать и с удовольствием лакомятся колбасой и сосисками.

Главная картинка новости:  Павел Белоусов: «Домашние собаки могут только позавидовать служебным»

О том, что еще любят четвероногие спасатели, как они работают и как отдыхают, мы расспросили их «вожака» - Павла Валентиновича Белоусова, начальника спасательно-кинологического отдела ОГКУ «Служба спасения, ГО и ЧС». Именно он воспитывал двух очаровательных малышей, превратившихся сейчас в 30-килограммовые сгустки энергии.

- Павел Валентинович, для чего нужен спасательно-кинологический отдел?

- Наши собаки сертифицированы и аттестованы на две службы - поиск людей в лесу и в техногенных завалах. В службах спасения других областей есть и горно-лавинные собаки, есть собаки, которые спасают тонущих людей. Для нашего региона это не совсем актуально.

В отдел входит всего два кинологических расчета - это два кинолога и две собаки породы «лабрадор».

- Я почему-то думала, что меня встретят вовсе не лабрадоры, а, скажем, немецкие овчарки.

- В принципе, для этой работы подходят собаки любой породы. Людей можно искать и с ротвейлерами.

- Даже с таксами?

- Такс не видел. Это охотничья собака, норная порода, но ей с короткими лапками очень трудно бегать на большие расстояния по лесу. Мы же при поисках, бывает, наматываем до 20-30 километров. Вот это и повлияло на выбор породы – собака должна быть прежде всего выносливой и добродушной! А лабрадор как раз подходит под эти критерии: это охотничьи собаки, выведенные для охоты на водную дичь. Они не боятся сырости, у них не намокает шерсть. Кроме того, лабрадоры очень доброжелательные, внешне приятные собаки.

Я вот, честное слово, не представляю себе, что я буду чувствовать, если я потеряюсь в лесу, и меня найдет, например, стаффордширский терьер (улыбается).

- Расскажите, пожалуйста, немного о Ваших подопечных.

- Одну зовут Шарлотта Хепи Гел (счастливая девочка), а вторую - Забрина Фани Бэар (веселый медвежонок). Такие звучные имена им дали заводчики. А так одна - Зара, а вторая - Шерри. Потому что если называть их именами, записанными в родословной, то забудешь, чего хотел им сказать (улыбается). Им обеим скоро будет по четыре года - одной в сентябре, другой - в октябре.

- У них есть даже родословная?

- Да, но, поверьте, на их работу это никак не влияет.

- Вы приобрели собачек и….

- …начали их обучать. Есть общий курс дрессировки - так называемый курс послушания. Если собака его не пройдет, то она будет вести себя как непослушный ребенок - что хочет, то и делает. С ней невозможно будет дальше работать. И есть еще специальный курс, в ходе которого мы учим собаку искать людей.

Первоначально обучение проходило в форме игры в прятки - мы убегали от них и прятались, учили находить людей и при обнаружении давать знать об этом голосом (лаять).

Вообще, принято несколько способов для обозначения обнаруженной цели - царапанье, укладка и усадка. Для нас они неприемлемы - если в лесу, метров за 20-30 от меня, собака легла или села, я никогда в жизни этого не увижу. Их задача - подобраться как можно ближе к пострадавшему и обозначить его голосом.

Технология проста: они улавливают запах человека, как можно ближе подходят к нему и начинают лаять. Вот и вся дрессировка.

- Сколько потребовалось времени, чтобы научить их этому ремеслу? Они ведь к вам совсем малышами приехали?

- Одной был месяц, а второй - полгода.

- И сколько вы их дрессировали?

- До настоящего дня дрессирую (смеется). Они обе работают с тех пор, как им исполнился год.

- Как вообще Вы работаете? Вот, допустим, потерялся человек.

- Мы прочесываем район, где он может находиться. Я вот сейчас вам покажу технологию: мы сейчас спрячем кого-нибудь, и она его найдет.

Кстати, в МВД, в УИНе и в других ведомствах у собак вырабатывают навык поиска конкретного запаха - например, взрывчатых веществ, наркотиков, конкретного человека и т.д. Мы же в отличие от этих служб дрессируем собаку на запах любого человека. Нашей собаке не нужно нюхать одежду или вещи, мы ищем по-другому. Собака идет и улавливает запах человека, которому требуется помощь.

Когда мы проходим сертификацию, то собачек часто пытаются подловить, делая «ложные» закладки: могут вещи или пищу положить, поставить стоящих людей. Она не должна их обозначить.

- А что они едят?

- Сухой корм. Специально для лабрадоров.

- То есть никаких печенек и прочих вкусняшек?

- Иногда даем колбаску или сосиски, но только во время тренировок для повышения мотивации или в качестве награды. Потому что если нам каждый день давать конфеты, то мы не будем на них смотреть, нам захочется чего-нибудь другого.

Естественная пища для собак - это мясо со злаками (крупами). Но сухой корм практически полностью заменяет кашу. Сейчас практически весь мир уже перешел на него.

- Сегодня вот Вас вызвали на поиск очередной «потеряшки». А как у Ваших дам обычно проходит рабочий день?

- (улыбается) Я прихожу, кормлю их, убираю вольеры и территорию вокруг, потом мы с ними гуляем - уходим в рощу или на берег реки, когда там никого нет. Потом занимаемся - вы видели, здесь стоят специальные снаряды? Это их полоса препятствий. Собаки должны уметь преодолевать препятствия, в лесу их очень много. Дело в том, что если собака будет «стоять», то в лесу она будет просто «лежать». Мы держим их в тонусе - километров 5-6 иногда проходим в день в зависимости от погоды. Это тренировка на выносливость.

- Они, наверное, рады порезвиться. Счастливые бегают?

- Ну, сначала счастливые, а потом счастье постепенно с морды уходит (улыбается). Особенно когда в лесу, где расстояния измеряются не метрами.

Есть дни, когда мы выезжаем с группой в лес или в разрушенные здания. Там мы занимаемся тренировками по поиску людей (условно-пострадавших). Тяжело в учении, легко на работе...

Сегодня вот внепланово позанимались - Вы приехали, а нас вызвали на поиски потерявшейся в лесу бабушки. Ее, к счастью, нашли еще до нашего приезда.

В идеале, любой поиск должен заканчиваться тем, что мы должны найти человека. Тогда у собак только увеличивается желание работать. Честное слово, романтики в нашей работе нет. Я понимаю Ваш восторг от знакомства с собачками. Но романтика постепенно уходит, когда дело доходит до реальной работы.

- В Вашей зоне ответственности вся область?

- Да, у нас два расчета на всю область. Выезжаем на поиски достаточно часто, но не в каждом случае требуется наша помощь: кто-то выходит сам, кого-то выводят из леса родственники или знакомые.

Люди, идущие в лес, не думают об опасности: не берут с собой сотовые телефоны или забывают их зарядить, не говорят, куда пошли, надевают одежду защитного цвета… Собака очень помогает в лесу - если человек находится в защитной одежде за кустом, мимо него легко пройти в двух метрах и не заметить. И вот тут как раз очень помогает собачий нос.

Пожилые люди, теряясь в лесу, часто впадают в панику, чего делать категорически нельзя. Наоборот надо успокоиться, подумать, куда необходимо идти, сориентироваться на местности. В прошлом году в Судиславском районе заблудилась женщина. Она  смогла дозвониться до спасателей и они держали с ней связь по телефону. Они объяснили ей, чтобы она сидела на месте и дожидалась их приезда.

Мы приехали, нашли место, вокруг которого она ходила, а ее самой нет. Телефон у нее сел, она запаниковала и ушла очень далеко. К счастью у нее хватило сил, и она вышла из леса, правда очень далеко - в Сусанинском районе.

- А Ваши собаки слушаются только кинолога?

- Наши собаки специфичны. Во всех службах собака слушается только хозяина. Но у нас с этим не так строго.

- А кого она считает своим хозяином?

- У собаки понятия «хозяин» как такового нет. Есть понятие «вожак». Собака, как и ее предок волк, - это стайное животное. Кто ее будет вести - за тем она и пойдет. Здесь получается я - хозяин, я - вожак, потому что я руковожу их стаей. Как это ни смешно, но у нас тоже стая - две собаки и я. Куда я поведу - туда они и пойдут.

- Вы взяли их совсем маленькими, может такое случиться, что щенки не подошли бы для Вашей работы?

- Может. Проблемы могут быть и со здоровьем, и характер окажется не подходящий для службы. Но мы все равно бы с ними работали и добились нужного результата. За границей жестко отбирают кандидатов в служебные собаки: берут щенка, наблюдают за ним, тренируют, дрессируют и только после этого ставят в штат. Я жаловаться не могу: обе мои собаки просто замечательные, с хорошей мотивацией.

- Ваши питомцы уже, получается, работают три года. А когда у них пенсия?

- По нормативным документам собаку можно списывать через 8 лет, но они могут работать и дальше, все зависит от собаки, ее здоровья и желания работать.

- И куда они потом?

- Как правило, животных пристраивают в хорошие руки или оставляют на пенсию в подразделении. У нас пока не приходилось решать подобные вопросы, так как это наши первые собаки.

- Павел Валентинович, а Вашим дамам не грозит материнство?

- Скорее всего, нет. Это специфика работы служебных собак. Есть племенные собаки, есть рабочие. Племенные - это те, которые размножаются и иногда работают, а у рабочих предназначение одно - трудиться. Я не могу позволить собаке выпасть из службы надолго - в случае, если у нее будут щенки, ее декретный отпуск продлится минимум полгода. Тут, казалось бы, на лицо наш человеческий эгоизм. Но в природе, если брать волчью стаю, около 70% особей просто не размножаются.

- Почему?

- Потому что у них строгая иерархия, в соответствии с которой размножаться могут только особи, стоящие на верхних ступенях иерархической лестницы. У всех остальных просто нет возможности. Кто должен оставить потомство? Тот, кто лидер, сильный, смелый, кто обеспечен хорошим питанием.

- Кроме того, что у них нет возможности стать родителями, чего еще лишаются служебные собаки?

- Ничего! Только приобретают. Хозяин любимый рядом с ними целый день, свежий воздух, можно бегать и играть, с ними занимаются, общаются. Тогда как большинство городских собак только мечтают об этом. Стабильное питание, постоянный уход, внимание - собака ухожена, вычесана, с ней позанимались, погладили, погуляли. Сплошные плюсы. Когда у меня была домашняя собака, я ей не уделял столько внимания, сколько уделяю этим.

- А Ваши девочки друг с другом не ссорятся?

- Нет, они постоянно вместе. Они все выяснили, каждая знает свое место, и нет никакой конкуренции.

- Живут как подружки?

- Скорее как сестры. Они с детства вместе.

- Пойдемте познакомимся с ними уже!

- Я выпущу их - они могут начать прыгать. Но не бойтесь, они не причинят Вам вреда.

- (Девчонки выбегают и, как два энерджайзера, начинают прыгать вокруг Павла Валентиновича). Оййй, кажется, им никто не интересен кроме вожака. Какие они крепенькие!

- Это порода такая. Они должны быть упитанными, но не толстыми. Мне приходится их ограничивать в питании, потому что им сколько не дай - они все съедят, и, конечно, не забывать про физическую нагрузку.

- Вы говорили, что Шерри более активная. Это сразу заметно.

- Да. У Шерри есть лидерские задатки, а вторая, Зара, она более ведомая. Первая больше слушается, а вторая проявляет больше самостоятельности, иногда даже ненужной.

- Сколько же в них энергии…

- Да, они просто комок энергии, очень активные, не вялые, в глазах огонь. Иногда и мое настроение поднимают.

- Говорят же, что животные способствуют гармонизации душевного состояния. У Вас, вероятно, оно должно быть регулярно хорошим.

- У меня работа замечательная. Но я всегда и всем говорю: «Поменьше нам работы». Потому что любой выезд на поиски людей - это чья то трагедия, беда и наша задача помочь, и мы делаем все для этого, что в наших силах.

Новости партнеров