Порой в нашей жизни обычное становится необычным. Когда вас в автобусе обилечивает мужчина - это вроде из разряда чудес. Вот и корреспондент KO44.RU не верил своим глазам, протягивая деньги за проезд молодому кондуктору мужского рода - Петру Полушину - человеку-романтику, как он сам себя называет.
2,5 года он просыпается, когда весь город еще спит, заполняет путевые листы, вооружается связкой билетов, готовит сумку с разменкой. И не охотится на «зайцев», так как их практически нет в его практике. Почему он, в отличие от многих людей, ходит на работу с удовольствием, Петр и рассказал корреспонденту портала КО44.RU.
– Петр, что заставило тебя занять место кондуктора?
– Когда исполнилось 18 лет, решил, что хватит сидеть на шее у родителей, нужна подработка. В это время я учился на 3 курсе колледжа. Как и любому студенту, мне хотелось финансовой стабильности. Элементарно девушку в кино сводить. Устроился в парк в качестве мойщика подвижных составов с надеждой получить первое освободившееся место кондуктора. Через два месяца мне сделали это предложение, и я согласился.
– Твой первый рабочий день?
– 15 декабря. Я был закреплен за моим теперь уже постоянным «экипажем». Первый день - «первый» маршрут.
– Символично...
– Возможно. Я - в роли стажера. Рядом со мной опытный кондуктор, который учит меня правильно оформлять билетно-учетный лист. Первая остановка. Первые секунды. Первые пассажиры. Первые, не всегда ровно оторванные, билеты. Страшное волнение. Руки не слушались, боялся перепутать сдачу.
Кондуктор - изначально мужская профессия. Согласись, не каждая женщина этой профессии будет вышибалой Петр Полушин
– Не было желания покинуть место «боя»?
– На следующей остановке у меня появилось такое чувство, словно работаю не первый год. Так я отработал два кольца. В конце рабочей смены меня научили закрывать кассу и сдавать деньги.
– Ну а реакция пассажиров?
– Пассажиры меня не видели. Подхожу, бывает. Молчу. Смотрю в глаза пассажиру. Реакция - ноль, сумку с бейджиком не замечают. Пока не произнесу коронное - «платим за проезд».
– Это тебе как-то помогло?
– Наоборот. Как работа в час пик проходит? Люди кондуктора видят издалека и сами деньги передают, а мне приходится всех высматривать. Стараться запомнить «новичков»
– Как?
– По одежде. Благо, память хорошая! А так еще, когда мелочью начну греметь, замечают.
– Во сколько начинается твой рабочий день?
– В этом месяце я работаю по 21-му маршруту. Выезд из парка в 4:45. Встаю в 3:20.
До революции кондукторами работали исключительно мужчины. Лишь во время Первой мировой войны на их роль вынуждены были пойти женщины: сильный пол в большинстве своем ушел на фронт. На заре XX века женщина-кондуктор служила темой для фельетонов, так как общество считало, что для работы кондуктором требуется выносливость, жесткость, умение общаться с хулиганами. Но все рано или поздно возвращается на круги своя. И наш герой - тому подтверждение
– Ни разу не засыпал на рабочем месте?
– Я - нет. Но друзья рассказывали, что как-то давно видели спящего кондуктора в автобусе. Все может быть. Человеческий фактор. От него никуда не денешься.
– А как же профессия, на которую ты учился?
– Когда получил диплом, решительно был настроен найти работу по своей специальности - гидрогеология. И ушел. Здесь меня сразу стали готовить к грандиозной командировке в Якутию. Дали три недели, чтобы вспомнить систему аппарата тахеометра, нивелира. И загорелся. Вместе с мамой мы устраивали шопинг по магазинам, скупая теплые свитера, носки, унты и другую одежду. Но все оказалось зря...
– Передумал?
– Да. Не вдохновляла меня моя будущая работа.
– Может, зарплата?
– Как раз зарплата в той компании могла только вдохновлять!
– А зарплата кондуктора?
– Тоже. Если есть желание у человека - он всегда в этой профессии сможет заработать.
– Куда тебя дальше судьба закинула?
– Вернулся на место кондуктора.
– Родители как отнеслись к твоему решению? Девушка? Друзья?
– Друзья поддержали мой выбор. Близкая подруга, глядя на меня, тоже устроилась кондуктором в этот парк. А вот с мамой сложнее было: заставляла одуматься и идти работать по специальности. Мол, хватит сидеть в кондукторах. Но сердцу не прикажешь. Пошел против воли родителей. Кондуктор - изначально мужская профессия. Согласись, не каждая женщина этой профессии будет вышибалой?!
– Есть отдельные представительницы, которых начинаешь бояться, только войдя в автобус...
– Да. Это единицы. Большая часть кондукторов в юбке в силу своей природы не будет вступать в конфликты с хамами и неадекватными пассажирами.
– А тебе приходилось?
– Я психологически очень сильный человек. Вывести из себя меня крайне сложно. Еще в колледже на деловом общении меня учили: из конфликта нужно выходить так, чтобы обеим сторонам было комфортно. Как и у любого кондуктора, у меня бывают дебоширы на задней площадке. На их грубость отвечаю предупреждением: я на данный момент - исполнительное лицо, и они рискуют, ударив меня на моем же рабочем месте. И это действует. Они понимают и спокойно уходят.
Пассажиры меня не видели. Подхожу. Молчу. Смотрю в глаза. Реакции - ноль, сумку с бейджиком не замечают. Пока не произнесу коронное - «платим за проезд Петр Полушин
– Современный пассажир нашего города твоими глазами?
– Обычный трудяга, который всегда куда-то спешит, постоянно с пакетами, продуктами. Своими и чужими проблемами. Утром - не выспавшийся и недовольный.
– Какие-то хмурые мы...
– Какие есть...
– «Зайцы» и кондукторы, как зайцы и охотники - неразделимы. Много их поймал в своей практике?
– К счастью, нет. Но попадаются. Был случай, когда высокий дядечка - далеко, на мой взгляд, не студент, предъявлял мне ученический. Когда спросил справку, моя версия оказалась правдивой. Бывает, редко, но подловишь и бабульку с проездным дедульки.
– Что делаешь, когда тебе за проезд предлагают большую купюру?
– Со словами «Ловите удачу!» высыпаю всю свою кассу на сдачу!
– О чем мечтаешь?
– С детства мечтаю стать бортпроводником. Тянет в воздух! Сутками могу находиться в аэропорту, слушая гул самолетов. Занимаюсь спотингом - фотографирую самолеты, заходящие на посадку. Это непередаваемое чувство, когда в десятке метров от тебя садится огромная железная птица.
–Что ж, пусть твоя мечта сбудется. Надеюсь, мы будем в числе первых приглашенных на борт твоего нового экипажа - воздушного.