Анатолий Погорелов: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть»
Портал КО44.RU совместно с альтернативным мобильным оператором Tele2 представляет истории костромичей, которые не побоялись открыть свой бизнес. Вопреки различным сложностям, страхам, а самое главное - лени, они встали и начали делать дело.
Что такое свой бизнес, мой собеседник знает давно. Еще будучи студентом второго курса сельхозакадемии, Анатолий Погорелов открыл собственную фирму. Она занималась производством окон и дверей, выполняла строительные работы. Девять лет назад он занялся совершенно новым для него делом. Сегодня фирма «Мебельные ткани» хорошо известна на мебельном рынке Костромы. Однако, ее директор до сих пор считает, что в этом бизнесе оказался случайно.
- Анатолий, я так понимаю, его величество случай сыграл в вашей судьбе большую роль?
- Можно и так сказать. Я вообще никогда не думал, что буду заниматься чем-то подобным. Я всегда считал себя производственником и был уверен, что всегда буду заниматься только этим. В этом бизнесе – я человек случайный. Просто оказался в нужное время в нужном месте, поговорил с нужными людьми, которые меня сюда пригласили, помогли поставить этот бизнес на колеса, организовать все.
- В таком случае, жду рассказа о том, как случайно приходят в бизнес…
- (смеется) Вот так и приходят… Я в то время учился в институте на последнем курсе. На лекциях, скажу откровенно, появлялся нечасто. Как раз в это самое время я был вынужден закрыть свою фирму по производству окон. После получения диплома я был намерен работать по специальности – стройки, ремонты… Но чтобы переждать дипломные полгода, решил где-то поработать. Вот тут-то и выяснилось, что у человека, к которому я обратился, есть такая структура – продажа комплектующих для мебели. Я стал работать у него менеджером. Но очень скоро мне сказали: « Ты не исполнитель, ты управленец». Вот с этого все и началось. В итоге я получил долю в бизнесе. И вообще, как оказалось, если есть задатки и желание, заниматься можно чем угодно. Любое дело получится.
- И какие же задатки, качества и способности важны для бизнеса?
- Я считаю, что у человека, решившего открыть свое дело, должна быть доля здоровой амбициозности и умение грамотно взвешивать и оценивать свои возможности и способности. Чтобы человек сам понимал, на что он способен. Причем, самое интересное, что свои недостатки можно превратить в возможности. Многие бизнесмены говорят, что начали свое дело, потому что им было лень ходить на работу каждый день. То есть своего рода недостаток тоже может быть мотиватором. Но это удается не всем.
- Страшно было начинать новое дело?
- А я никогда над этим не задумывался… Просто делал то, что считал нужным. Более того, развивать регион было очень интересно. Когда я приходил на какую-то крупную фабрику и говорил: «Здравствуйте, я из Костромы, мне нужно то-то и то-то», признаюсь, люди были в шоке. Из глубинки к ним никто никогда не приезжал! Нет, пожалуй, страшно не было. Было интересно. Этакое озорное, мальчишеское любопытство.
- Но если этот бизнес для вас был таким новым и неизведанным, наверное, многому приходилось учиться?
- Да как-то сразу встал на рельсы и поехал (смеется). Естественно, пришлось изучать, смотреть, узнавать технологии, пришлось даже стать в некотором роде профессионалом в изготовлении мебели. Серьезно, я сейчас могу просто открыть свою фабрику по производству мебели, потому что в принципе, все существующие технологии, все материалы я уже изучил. С другой стороны, приходится продолжать регулярно следить за новыми технологиями и трендами. Остановился, считай - отстал. Ведь надо знать, что ты продаешь.
- А как насчет модных тенденций? Наверное, и в них теперь приходится разбираться?
- Конечно. У нас есть партнеры, мы регулярно получаем вести из итальянских модных домов. Ведь именно Италия, как известно, законодатель моды. Так что мы всегда в курсе, что будет актуально в следующем сезоне. Кстати! Когда я был в Штатах, то, естественно, облазил все мебельные магазины. Так вот то, что нам привезли ребята из Милана, как новинки следующего сезона, в Америке уже было в продаже! Так что это еще большой вопрос, кто законодатель мод. Я был очень удивлен.
- Что еще вас удивило, когда вы стали заниматься поставкой мебельных тканей?
- Для меня настоящим открытием был тот факт, что, оказывается, в регионе существует немало мебельных производств, которые потребляют огромное количество комплектующих. Просто километры и километры ткани! Серьезно!
- А конкуренты у вас были?
- Почему были? Они и сейчас есть. Причем, с каждым годом желающих помочь на рынке становится все больше. Мы уже вынуждены кое-где ужиматься, сокращать свою маржу, привлекать клиентов какими-то акциями… Вместе с тем, мы просто вынуждены постоянно держать руку на пульсе. Мы регулярно ездим в командировки, на выставки, в том числе и за рубеж. Смотрим, ищем новинки…
В нашем бизнесе сидеть на месте нельзя. Обновляться нужно постоянно, потому что если раньше ткань «жила» на рынке 4 года, то теперь цикл популярности ткани – меньше года! Мы вынуждены обновлять примерно 40% ассортимента в год. Почти половину. Рынок стал очень динамичным.
- Ну а Кострома на этом фоне как выглядит? Новинки приветствуются?
- Скажу так – наш город в этом плане очень консервативен. Когда мы выходим на рынок с какими-то новыми предложениями, то постоянно сталкиваемся с нашей местной ментальностью. Люди боятся экспериментировать. Это правда. Костромичи начинают «просыпаться», когда мода уже давным-давно пришла. Мы в этом плане бежим немного впереди паровоза. Мы предлагаем какие-то новинки, а актуальными у нас они становятся года через 2-3. Можно даже сказать, что мы в каком-то плане способствуем развитию. Потому что не только спрос рождает предложение, но и наоборот – предложи что-то новое, и спрос на эту вещь, если она актуальна и имеет преимущества, рано или поздно возникнет.
- Чем же вы привлекаете клиентов?
- Да клиенты-то все разные… Под кого-то надо подстраиваться в финансовом плане, с кем-то по срокам приходится работать оперативнее, все по разному. Вообще индивидуальный подход – это основа любого малого бизнеса. Только так можно выжить и развиваться дальше. Если мы примем позицию – «не нравится – не берите», мы не сможем продать ни метра ткани.
Кстати, в России клиент очень избалован. В Европе все четко – по умолчанию. Там голосуют рублем. В Америке все еще проще: вот наш прайс – кому не нравится – ищите других. Индивидуально с каждым клиентом работают только у нас.
- А если кому-то из клиентов вынь да положи особенную ткань, фирменную, такой, чтоб ни у кого не было. Сделаете?
- Да, мы можем предложить и эксклюзив. Есть фабрика, с которой мы работаем вообще только по одной позиции, только для одной фирмы и больше ни у кого такого нет. Сейчас это не проблема. На выставках в Турции иногда сидим вместе с производителем и обсуждаем дизайн, что будет по вкусу костромичам, вносим правки в принты.
- Сейчас у вас вполне успешное предприятие, но успех любого бизнеса – это результат работы не только руководителя, но и команды. Без них ничего бы не было. Как вы подбирали команду?
- Да как-то команда сама подобралась… Просто пришли и стали работать. Коллектив у нас небольшой, устоявшийся, чем я даже немного горжусь. Есть люди, которые работают у нас с момента основания. Есть разные мнения, как создать хорошую команду. Кто-то уверен, что надо брать только профессионалов, с тем, чтоб они устроили все лучшим образом. Я считаю, что коллектив надо воспитывать. Но вместе с тем, выслушивать людей и учитывать их потребности. Очень многое зависит от руководителя.
- В таком случае, скажите, какой вы руководитель?
- Дипломатичный. Есть моменты, на которых я стою жестко. Это моя принципиальная позиция, как руководителя, и она не обсуждается. Но, с другой стороны, если человек сможет донести до меня, что мы идем не в ту сторону, то я могу признать, что был не прав. Нельзя быть стопроцентным деспотом, но и абсолютная демократия тоже не всегда хороша. Нужно быть именно дипломатом.
- В любом бизнесе даже самом успешном, расходы неизбежны. Как-то удается их оптимизировать?
- Конечно. Мы постоянно над этим работаем. Без этого среднему бизнесу очень трудно выживать. Взять, например, связь. Раньше счета за телефон у нас были просто космические. Сейчас примерно полторы тысячи в месяц. Затраты удалось снизить благодаря современным технологиям. Для переговоров с партнерами мы, например, активно используем скайп. Ну а что касается телефонных разговоров внутри компании, то тут здорово выручает корпоративный тариф. Сейчас мы как раз в поисках подходящего мобильного оператора. Кто-то подкупает ценой, кто-то хорошим мобильным интернетом. А хотелось бы и то, и другое… Думаем.
- Анатолий, работа занимает у вас много времени?
- Да, наверное, столько же, сколько и любая другая работа. Есть предприниматели, которые в поте лица трудятся с утра до ночи. Я не разделяю эту точку зрения. Работать надо в рабочее время. Важно правильно организовать работу. Признаюсь, я могу спокойно уехать на 2-3 недели, и бизнес будет прекрасно работать без меня. За это время я даже ни одного звонка не получу!
С другой стороны, редкая неделя выдается без однодневных командировок, когда я рано выезжаю и поздно возвращаюсь. Любые бизнес-процессы можно отрегулировать так, чтоб они работали как часики. Конечно, механизм нужно периодически смазывать, проверять и выявлять вовремя причины неполадок.
- То есть время на близких людей, на друзей остается?
- Я работаю с половины девятого до пяти. В пять вы здесь никого уже не найдете. У нас обычный рабочий день. Бывают форс-мажоры, но это, скорее, исключение, чем правило. Хотя на начальном этапе пришлось попотеть. Но я уверен, что человек должен отдыхать. Иначе ошибки неизбежны. На работу человек должен ходить с хорошим настроением.
- Что бы вы могли сказать людям, которые сейчас находятся в раздумье, открыть свой бизнес или продолжать работать «на дядю»?
- Знаете, я уверен, что люди, которые находятся в раздумье, еще не готовы открыть свое дело. Если человек готов, он не будет раздумывать. Надо понимать, что это большая ответственность, но если уж решили – действуйте. Если стоит выбор между «сделать и пожалеть» и « не сделать, и пожалеть», я предпочитаю сделать.
Анатолий: Сейчас мы как раз в поисках подходящего мобильного оператора. Кто-то подкупает ценой, кто-то хорошим мобильным интернетом. А хотелось бы и то, и другое… Думаем.
Александр Голубев, менеджер по корпоративным продажам:
Анатолий, у вас довольно много сотрудников, при этом у каждого свои задачи. Например, грузчикам, наверное, телефон требуется гораздо реже, чем менеджерам по продажам. При этом ваше время, как руководителя, стоит довольно дорого. Мы предлагаем вам его сэкономить, ведь корпоративная связь – это не только экономия денег, но еще и сервис.
Наша компания предлагает вам удобные настройки корпоративной связи через личный кабинет. Не покидая рабочего места, вы сможете настроить лимит на каждый номер телефона, посмотреть куда звонят и сколько разговаривают ваши сотрудники, оценить затраты на месяц. Вместо того, чтобы тратить время на выдачу наличных сотрудникам и отслеживание расходов, достаточно один раз поставить всем лимиты, платить одной суммой, которая автоматически распределится по номерам. Если работник превысит свой лимит – он может самостоятельно пополнить свой счет. Можно пользоваться возможностью «уйти в минус», чтобы остаться на связи.
Отчетные документы по затратам для налоговой самостоятельно готовить не нужно, вам они придут в готовом виде. Для того, чтобы рассмотреть все возможности использования бизнес-тарифа Tele2, вам также достаточно оставить заявку на нашем сайте.