В 2025 году автомобилистов подстерегает серьезная опасность: поддельное моторное масло, наводнившее рынок.

Ситуация настолько критична, что использование некачественной смазки, приобретенной под видом премиальной продукции, стало причиной массовых поломок двигателей.
Автолюбители, столкнувшиеся с этой проблемой, жалуются на стук, дымление и потерю мощности мотора. Эксперты бьют тревогу: более половины моторных масел, представленных в России, являются контрафактными.
Автоэксперт Андрей Якунин провел расследование, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, и обратился за консультацией к Сергею Иванову, опытному мотористу из московского автосервиса. За 15 лет работы Сергей повидал немало автомобилей, пострадавших от использования поддельного масла, и готов поделиться знаниями, которые помогут автовладельцам избежать обмана и защитить свой автомобиль.
По экспертным оценкам, до шести из десяти литров моторного масла на полках магазинов могут быть контрафактными. Причина кроется в уходе иностранных компаний в 2022 году. Освободившуюся нишу заполнил параллельный импорт, чем и воспользовались недобросовестные производители, разливающие отработку или дешевое базовое масло в старые канистры, добавляя красители и выдавая их за оригинальную продукцию.
Последствия использования такого масла плачевны: закоксовывание поршней, износ подшипников и перегрев двигателя. Стоимость ремонта в таких случаях может достигать 100-200 тысяч рублей. Сергей рассказал об одном из последних случаев: он разбирал двигатель Toyota Camry, в котором использовалось масло, купленное на рынке под видом оригинального, но внутри оказалась жидкость, не обеспечивающая должной смазки.
Чтобы избежать встречи с контрафактом, Сергей рекомендует тщательно проверять упаковку. Канистра должна быть новой, без каких-либо повреждений: царапин, вмятин или следов повторного использования. Швы должны быть ровными, пластик – плотным и без пузырей. Текст на этикетке должен быть четким, без размытостей и искажений логотипов. Если буквы сливаются или краска стирается при прикосновении, от покупки такого масла следует отказаться. Особое внимание следует обратить на дату производства: она должна быть четко нанесена лазером или напечатана, а не наклеена.
Следующий важный элемент – крышка. На оригинальной канистре крышка должна плотно прилегать и иметь защитное кольцо, которое ломается при первом открытии. На подделках такое кольцо часто просто приклеено или вовсе отсутствует. На крышке также может присутствовать голограмма или специальный штамп.
В дополнение к проверке упаковки, Сергей рекомендует провести несколько простых тестов самого масла. Оригинальное масло обладает мягким химическим запахом без резких кислотных или дизельных ноток. Подделки часто пахнут соляркой или горелым. Свежее масло должно быть прозрачным, иметь золотистый или янтарный оттенок и не содержать осадка. Мутное масло или масло с хлопьями покупать не рекомендуется. Для проверки консистенции можно капнуть масло на палец и растереть его; качественное масло должно быть гладким и не содержать комков.
Сергей также поделился «домашним» способом проверки: поместить канистру в морозильную камеру на несколько часов. Если масло 5W-30 или 0W-20 является оригинальным, оно останется текучим, а подделка может застыть до состояния желе. Еще один тест: капнуть немного масла на лист белой бумаги и подождать около часа. Оригинальное масло оставит ровное пятно без темных колец или примесей, а подделка может образовать осадок или разводы.
Стоимость масла также может служить индикатором. Если цена значительно ниже, чем в официальных точках продаж, это должно вызвать подозрения. В 2025 году литр синтетического масла известного бренда в среднем стоит от 800 до 1500 рублей, в зависимости от его вязкости и объема.
Что делать, если масло уже залито в двигатель? Сергей советует обращать внимание на признаки использования некачественной смазки: повышенный шум в работе двигателя, увеличение расхода топлива и образование нагара на щупе. В этом случае рекомендуется слить небольшое количество масла и отправить его на анализ в лабораторию. Также в автосервисе можно проверить вязкость и состав присадок.
Для минимизации рисков, Сергей советует приобретать моторное масло только в проверенных местах: у официальных дистрибьюторов и в крупных розничных сетях. Следует избегать покупок на рынках, в небольших магазинах и у сомнительных онлайн-продавцов, где шанс приобрести подделку, по словам Сергея, составляет до 80%.
С 1 января 2025 года в России введена обязательная маркировка моторных масел, и теперь на каждой канистре должен присутствовать код Data Matrix, подлинность которого можно проверить с помощью приложения «Честный знак», передает канал “ Андрей Якунин | Про авто ”.
В заключение Сергей отметил, что, несмотря на стабилизацию рынка в 2025 году, проблема подделок по-прежнему актуальна. Поэтому он настоятельно рекомендует выбирать проверенные места для покупки, внимательно изучать отзывы и не пытаться экономить на масле, поскольку ремонт двигателя может обойтись гораздо дороже.
Материалы по теме: