Как спастись от телефонного мошеничества: рекомендации экспертов
Практически каждому регулярно поступают звонки с незнакомых номеров. Это могут быть как социологические опросы, реклама товаров и услуг, так и звонки от мошенников, которые пытаются получить персональные данные человека.
По результатам исследования аналитического центра НАФИ, 27% опрошенных готовы сообщить посторонним персональные сведения, в том числе данные своих банковских карт. При этом жертвами мошенников становятся не только пожилые, но и финансово грамотные люди.
В конце декабря 2020 года Банк России назвал несколько типичных ситуаций, характерных для телефонного мошенничества.
1. У вас заблокирована карта и необходимо предпринять ряд мер, чтобы срочно решить вопрос.
2. Вам якобы ошибочно перевели крупную сумму денег (положили на телефон, оформили кредит и т.п.). Необходимо ее вернуть.
3. Вам положены выигрыш, дивиденды, выплаты, деньги, вы стали победителями в конкурсе. Перед получением выигрыша нужно оплатить обслуживание счета.
4. Нужно помочь близкому, он попал в ДТП или неприятную ситуацию.
5. Еще одним распространенным вариантом мошенничества является предложение познакомиться. Мобильные мошенники рассылают потенциальным жертвам сообщения на сайтах знакомств, в социальных сетях, по электронной почте и SMS. В самом простом варианте вы получаете сообщение: «Привет! Меня зовут Эмилия. Мне очень хочется с тобой познакомиться. Скинь мне SMS, я тебе позже отвечу. Напиши слово Emilia и отправь на номер ХХХХ. Я буду знать, что это ты». После отправки SMS со словом «Emilia» с Вашего счета списываются деньги, а знакомство заканчивается, даже не начавшись, рассказали в Мегафоне.
Как указывают в Банке России, однозначными признаками мошенничества являются:
– cобеседник пытается под любым предлогом узнать данные банковской карты — номер, трехзначный код на ее обратной стороне, пин-код, а также код из sms или персональные данные.
– моральное давление, требование немедленно принять решение о переводе денег или сообщении данных карты.
Типичные рекомендации – не перезванивайте на неизвестные номера, не переводите деньги и не разглашайте свои персональные данные. Еще один способ, который подойдет абонентам Мегафона – настроить через личный кабинет сервис "Знаю, кто звонит". Во время входящего вызова абонент видит название компании или предупреждение о нежелательном вызове, если организация была замечена в навязчивых звонках. На портале услуги можно также проверить номер, с которого поступил звонок, увидеть комментарии других абонентов и сообщить о номерах, с которых поступает спам.
Еще одно немаловажное направление нашей работы – активная помощь ряду банков с блокировкой вызовов, поступающих клиентам с подменой номера на телефон банка. Только в 2020 году мы предотвратили 1,88 млн таких звонков. В тандеме с другими операторами мы разработали специальное технологическое решение, которое позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам. Если номер есть в нашем «черном списке», мы информируем об этом банк прямо в момент звонка, чтобы к операциям клиента в это время сотрудники отнеслись с особым вниманием, – сообщает пресс-служба оператора МегаФон.