Плохие урожаи сделали наш регион центром ювелирного промысла
Портал KO44.RU в предвкушении юбилейного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России» задумался, а почему именно Костромская область стала центром ювелирного промысла в России: ведь никаких предпосылок для того, чтобы мы к концу 20 века начали производить львиную долю всех ювелирных изделий в стране, не было совершенно.
Выяснилось, что всему «виной»…плохая погода.
Традиции нашего костромского ювелирного промысла уходят вглубь веков, и никто уже со стопроцентной уверенностью не скажет, откуда он и отчего он возник. Может, от того, что малоплодородная и трудная для обработки почва давала небольшие урожаи, что вынуждало искать приработки, может, от того, что живописнейшая природа, леса и реки пробуждали чувства и творческое мастерство, а может, и совокупность этих причин и заставило наших земляков начать заниматься ювелирным делом.
Кто-то из археологов связывает начало промысла с ювелирными традициями местного мерянского населения и начинает его историю чуть ли не с первого тысячелетия до нашей эры (т. н. «галичский клад»), кто-то - от 8-10 веков уже нашей эры (более известные раскопки Дурасовского городища). Как бы то ни было,масса источников свидетельствует о развитии ювелирного промысла в средневековой Костроме, но уникальность нашего края в ином.
Дело в том, что у нас никогда не было своего золота и серебра, но всегда были талантливые мастера, которые и превратили расхожий русский промысел (свои центры были в Новгороде, Ярославле, Казани и др.) в искусство. Уже в 16-17 веках наших мастеров охотно брали на работу в столичные мастерские, да и работы тех, кто работал в самой Костроме и близлежащих селах и деревнях ценились по всей Руси-матушке.
Мало кто бывал сейчас в старинном дворцовом селе Сидоровском (недалеко от Волгореченска), а раньше слава о сидоровских ризочеканщиках действительно гремела. В старинных книгах до сих пор можно встретить песню мастеров:
Молотокъ намъ какъ игрушка,
Ужъ привыкли къ нему мы;
Какъ пастухъ любитъ пастушку,
Такъ мы любимъ чеканы.
Всѣ насъ знаютъ прiѣзжаютъ
Изъ далекихъ городовъ,
Ризы дѣлать заставляютъ,
Перстенечки дѣлать вновь...
Продолжение песни, да и работы самих сидоровских мастеров, может сейчас каждый увидеть в Музее ювелирного искусства (http://museum.ametist-kostroma.ru).
Там же можно узнать и о талантливом сидоровском мастере Григории Ратькове, авторе дробниц к нашей святыне - Феодоровской иконе Божией Матери.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Партнеры спецпроекта:
Музей ювелирного искусства г.Кострома, ул.Советская,7, тел.: (4942) 31-51-59 www.museum.ametist-kostroma.ru |
Фонд "Реформа и развитие", организатор ювелирного фестиваля "Золотое кольцо России" г. Кострома, ул. Советская, 9а ,(4942) 31-43-11 www.jfair.ru |