Кострома золотая

Зачем украшали себя наши предки?

Традиция украшать себя появилась задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки металлов.

Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше, чем одежда. Но для наших предков ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, огорчений и даже от нападений. Считалось, что мужчинам амулеты и талисманы приносят удачу во время охоты и войны, а женщинам благополучные и безболезненные роды.

Значение украшений для древних жителей Костромского края подтверждают и археологические раскопки. В Костромском Поволжье, как впрочем и на всей обширной территории расселения финно-угорских племен, в XII-XIII вв. были широко распространены так называемые шумящие подвески самых разнообразных форм.

Эти украшения носили на груди или прикрепляли к поясу. Так как существенной частью подвесок являлись небольшие привесы в виде гусиных лапок или бубенчиков на длинных цепочках, эти украшения при ходьбе издавали мелодичный звон, который, по мнению владельцев, должен был отпугивать злых духов. Украшения, таким образом, выполняли важную функцию личного оберега. Очень широко в качестве шумящих подвесок использовались полые и плоские фигурки водоплавающих птиц: уточек, гусей, выполненные из медно-бронзовых сплавов. Образ уточки был выбран не случайно. У многих народов Евразии утка считалась покровительницей рода, прародительницей всего сущего на Земле. Тем самым, человек украшением подчеркивал свое желание продолжать род. Часть таких шумящих украшений изготавливалась в Костромском Поволжье руками местных мастеров-ювелиров.

Уже в древности излюбленными украшениями как у женщин, так и мужчин были браслеты, перстни, кольца. Уже тогда они были нескольких видов: витые из проволоки, пластинчатые и др. У женщин непременным атрибутом были височные подвески или височные кольца (символы восходящего и заходящего солнца), которые вплетались в волосы по одному и более кольцу у каждого виска или крепились к очелью (часть головного убора, кокошника, охватывающая или соприкасающихся со лбом). Часто к ним крепились еще какие-либо дополнительные металлические украшения.

Позднее, с распространением христианства, распространяются разнообразные по материалу, орнаменту литые крестики-тельники, которые встречаются и в мужских, и женских украшениях. В погребальных комплексах они часто встречаются в составе комбинированных ожерелий, включающих стеклянные бусы, бронзовые литые подвески -лунницы, а иногда и маленькие металлические иконки с образами Богородицы, Спаса и разнообразных святых.

Традиции мастеров прошлого были переосмыслены ювелирами наших дней. В известной степени до нас дошли отголоски спецификации ювелирных изделий, орнаментов «ювелирной моды» прошлых столетий.

В музее ювелирного искусства можно познакомиться с замечательными образцами изделий ювелирного промысла Костромского края. Здесь же можно увидеть те инструменты: льячки, тигли, чеканы, которые использовались для изготовления украшений того далёкого времени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

Партнеры спецпроекта:

Музей ювелирного искусства
г.Кострома, ул.Советская,7, тел.: (4942) 31-51-59
www.museum.ametist-kostroma.ru
Фонд "Реформа и развитие", организатор ювелирного фестиваля "Золотое кольцо России"
г. Кострома, ул. Советская, 9а ,(4942) 31-43-11
www.jfair.ru
Автор: Редакция