Костромские миражи
5 июля, первый раз за последние пять лет, костромичи узнали всю правду о положении дел в регионе. О состоянии экономики честно рассказал новый губернатор, подводя итоги работы за 2011год. Однако не только за экономику ответственны областные власти. Возьмем, к примеру, демографию. Численность населения области за последние четыре года сократилась на 35,2 тыс. человек, в том числе за счет миграции населения в другие регионы. О каком развитии экономики региона можно вести речь, если из области уезжают ее жители?
О причинах этих негативных тенденций информационному порталу КО44 рассказал экономист Андрей Владимирович Ваулин.
- Андрей Владимирович, насколько остра в нашей области демографическая проблема?
- Численность населения региона за последние четыре года сократилась на 35,2 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2008 года в области проживало 697 тыс. человек, а на 1 января 2012 года – уже 661,8 тыс. человек. Получается, что каждый год мы недосчитывались почти по 9 тыс. человек. Численность населения за четыре года снизилась на 15,1 тыс. человек за счет естественной убыли (умерло больше, чем родилось), а остальные 20,1 тыс. чел. просто уехали на постоянное место жительства за пределы нашей области. Для наглядности можно представить, что Костромская область вдруг лишилась в одночасье целого города, например, Волгореченска, Галича или Мантурова. А сколько в действительности жителей уезжает на работу в другие регионы? Много! Подтверждением этому служит самый низкий показатель среднегодовой численности населения в экономике региона к общему количеству населения в трудоспособном возрасте.
- За последние годы многие деревни, села просто вымерли. Зрелище ужасное - пустые, заброшенные дома, несколько стариков, доживающих свой век…
- Стремление любого из нас к жизни в более комфортных условиях вполне оправдано. В то же время, наверное, пора задуматься о масштабах проблемы уже исчезнувших и исчезающих населенных пунктов на территории Костромской области. Мы все видим, что вдоль дорог очень много заброшенных и пустующих деревень и сел, но ведь не все они располагаются около главных трасс.
В «свежем» постановлении администрации Костромской области от 24 июня 2008 года № 184-а «Об утверждении реестра населенных пунктов Костромской области», в редакции от 13 апреля 2012 года информации для анализа этой проблемы предостаточно. Как говорится, все в «одном флаконе»: все населенные пункты нашей области, количество проживающих в них, расстояние до центрального сельского поселения и много другой полезной информации (с цифрами можно ознакомиться, скачав файл ниже). Символична и дата, не правда ли? Наверное, это было последнее постановление, которое подписал бывший губернатор, находясь на своем посту.
- Если оперировать цифрами, что сейчас представляют собой сельские населенные пункты в Костромской области?
- Согласно этому постановлению, в настоящее время на территории нашей области насчитывается немногим менее ТРЕХ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ сельских населенных пунктов. Для удобства анализа разобьем их на группы по количеству проживающего в них жителей:
I-ая группа - населенные пункты, без жителей – 951;
II-ая группа - населенные пункты с числом жителей от 1 до 10 человек – 1219;
III-ая группа - населенные пункты с числом жителей от 11 до 100 человек – 832;
IV-ая группа - населенные пункты с числом жителей от 101 до 1000 человек – 439;
V-ая группа - населенные пункты с числом жителей более 1001 человека – 43.
Что мы получили в итоге? Более четверти населенных пунктов числятся только на бумаге, там нет жителей – это фантомы. Зачем мы продолжаем их числить в документах, для меня это остается загадкой.
Следующая цифра впечатляет не меньше: в более чем трети всех населенных пунктов в нашей области проживают от ОДНОГО до ДЕСЯТИ человек. О каком качестве жизни населения и развитии региона можно вести речь? Те же инвесторы ездят по области и видят эту печальную картину. Численность сельского населения на территории области за период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года сократилась более чем на 15 тысяч человек. Это более чем в два раза превышает сокращение численности городского населения.
- С чем связаны эти негативные тенденции?
- Бывший губернатор немало сделал для того, чтобы населенных пунктов, которые покидают местные жители, на карте Костромской области стало больше. Как это делалось? Да очень просто: рьяно, не думая о будущем, боролись с неэффективными расходами бюджета, закрывали районные медицинские учреждения, малокомплектные школы, учреждения культуры. Эти расходы действительно неэффективны, чиновники рапортовали об их сокращении. Но что останется завтра на этой земле? Что предлагалось жителям этих мест взамен? Стала ли жизнь у тех, кто остался в них жить, лучше? Как долго еще эти села, деревни продержатся и не перейдут в первую группу? Может не все критерии оценки эффективности деятельности власти подходят для нашего региона?
- Кто же остается жить в деревнях, и на что они обречены?
- Остается жить в этих селах, деревнях-полупризраках те, кто не в силах сорваться с насиженного места. Они понимают, что за свой дом не смогут выручить практически ничего, чтобы купить жилье в другом месте. Да и где их ждут? Живущим в таких населенных пунктах, чтобы добраться до центральной усадьбы, райцентра, почты, больницы, школы нужно преодолеть не один, а чаще десятки километров. И это по костромскому-то бездорожью!? В деревнях остаются наши заслуженные пенсионеры, а если быть более точным – пенсионерки. Да, именно российские женщины в основном живут в этих населенных пунктах. По данным статистики их в нашей области в 2,5 раза больше, чем мужчин. Это они чаще всего оставлены на произвол судьбы в отдаленных малонаселенных деревнях. С одной стороны, попытка оказать им хоть какую-то поддержку; с другой же стороны, невозможность обеспечения им необходимого качества жизни из-за распыления хоть каких-то денежных средств по необъятным просторам Костромской области, даже не всегда «глубинки». «Стратегический» проигрыш, таким образом, касается социальной и экономической сферы.
- Почему инвесторы не спешат вкладывать деньги в область и в районные центры в частности? Может, с их приходом что-то изменится?
- Куда пойдет инвестор? Туда, где предпринимаются шаги для развития, или туда, где застой? Конечно, туда, где создаются условия привлекательные для инвестиций. Наверняка, никому не нужно доказывать, что инвестор выберет регион, где помимо прочих составляющих есть еще и рабочая сила, а это город, райцентр.
Костромская область - единственный регион в центральном федеральном округе, в котором среднее количество жителей в городах, за исключением областного центра, составляет менее 19 тысяч человек. Это очень мало. Я думаю, укрупнение населенных пунктов стало бы благом для жителей малонаселенных деревень и для региона в целом. В области всего 43 населенных пункта, где число жителей перевалило за тысячу человек, именно туда вероятнее всего придут инвесторы с проектами по открытию производства и, соответственно, с новыми рабочими местами для наших земляков. Решение принимать властям, при любом раскладе оно будет трудным, но не стоит забывать поговорку, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
- Какие у нашей области перспективы? И есть ли они вообще?
- Есть ли у властей понимание того, что содержание этих населенных пунктов – это действительно неэффективное расходование бюджетных средств, в стратегическом плане? Неизвестно. Итог вырисовывается один: мы получаем «пустыню» в центральной части России, и главным здесь становится фактор времени. Можно оставить все, как есть, продолжая неэффективно использовать бюджетные средства. При этом люди останутся без должного внимания и заботы, и со временем эти населенные пункты сами перейдут в первую группу. Второй путь, более трудный и первоначально намного более затратный, - заниматься переселением жителей из этих населенных пунктов, создавая нормальные условия для их проживания. Неся эти затраты, мы тем самым будем снижать дважды неэффективную составляющую бюджетных расходов, высвобождая в перспективе средства на развитие региона. Не к этому ли мы все стремимся?
Укрупняя районные центры и центральные усадьбы, власти создадут для СВОИХ жителей нормальные условия, что явится дополнительным фактором к притоку инвестиций в регион. Почему именно для своих? Потому, что приглашение специалистов из других мест и создание для них нормальных условий, при существующей действительности, вряд ли повысит реноме действующей власти.