Ювелирные ярмарки, или Откуда пошло выражение «тертый калач»?
Во второй половине XIX века начинается расцвет костромского ювелирного промысла: уже более 50 деревень и сел начали заниматься выпуском дешевых ювелирных украшений.
Ежегодный выпуск только серебряных изделий превышал 10 миллионов штук, а уж число медных, латунных изделий вообще не подсчитать. Главным местом торга в то время были ярмарки. Изделиями наших мастеров торговали по все России-матушке: и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Нижнем Новгороде, и в городах Сибири, Среднй Азии и Украины. Только в нашей Костромской губернии ежегодно проходило свыше 50 ярмарок.
Ярмарка в то время не только была местом торга, но и своеобразным очагом культуры. Часто на ярмарку привозили живого медведя, который выделывал различные фигуры на радость публики. Пользовался спросом и раёк - народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету. Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле, первоначально имели религиозное содержание - отсюда название «раёк», а затем стали отражать самые разнообразные темы, включая политические.
Немало казусов бывало на ярмарках. Именно с ярмарок вошел в нашу жизнь фразеологизм «тёртый калач». Так сейчас говорят о бывалом, очень опытном человеке, которого трудно провести, обмануть. Есть точка зрения, что произошло это словосочетание от известных «калачей» - сережек в форме калача, которые были одним из излюбленных украшений модниц позапрошлого столетия. Часто купцы, чтобы увеличить свои прибыли, уверяли, что калачи золотые, а на самом деле калачи были медными и их только «напыляли» золотом. Чтобы проверить, рачительный покупатель тер их об рукав и, если позолота слетала, то калач был ненастоящим, и брать его не стоило. Но, если калач после такой «терки» сохранял свой цвет и вид, то, значит, он был настоящим, проверенным.
Сегодня известные серьги «калачи», фотографии ярмарок и лубочные картинки с ярмарки можно увидеть в Музее ювелирного искусства.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Партнеры спецпроекта:
Музей ювелирного искусства г.Кострома, ул.Советская,7, тел.: (4942) 31-51-59 www.museum.ametist-kostroma.ru |
Фонд "Реформа и развитие", организатор ювелирного фестиваля "Золотое кольцо России" г. Кострома, ул. Советская, 9а ,(4942) 31-43-11 www.jfair.ru |