Информационный портал "Город Кострома"
29 сентября, Кострома 15,3°
Курс ЦБ 92,71 103,47
Интервью

Татьяна Ноздрина: "Людей надо лечить красотой, добротой и подвигом"

Одно из самых любимых мест костромичей – музей-заповедник «Костромская слобода» - никогда не пустует. Особая атмосфера, умиротворение и спокойствие притягивают туда множество жителей и гостей города.  На территории музея, в  декорациях, созданной самой природой и нашими предками, актёры театра «РЯД» творят историю под открытым небом. Режиссера первого в Костроме уличного исторического театра Татьяну Геннадьевну Ноздрину информационный портал «КО44» расспросил о ее непростой работе – социальной и духовной «терапии» личности.

Татьяна Ноздрина: "Людей надо лечить красотой, добротой и подвигом"

- Татьяна Геннадьевна, в этом году театру «РЯД» исполняется год. Как возникла идея его создания?

-  Исторический театр предложила организовать директор музея-заповедника Любовь Александровна Михайленко. Кострому хотят сделать городом, привлекательным для туристов. А что мы можем показать им, чем их привлечь?

- История наука любопытная и очень субъективная. Ее факты можно представлять как угодно.

- Да, но помимо того, что история трактуется по-разному, иногда люди специально «забывают» о какой-то эпохе. Однако сейчас, исподволь, с возрождением православия восстанавливается пласт культуры, который в советское время был просто забыт. История древней Руси с ее историческими героями, святыми, которых у нас так много, как ни в одной другой стране, - это и есть подлинная история России. Это то, что осталось, дошло до нас. К подлинной русской традиции, к настоящей истории государства интерес очень высок.

- Спектакль «Сказание о Петре и Февронии»,  который Вы создали специально к Дню Семьи, любви и верности, костромичи приняли на ура. Несмотря на то, что он достаточно специфичный, пронизанный религиозной тематикой. Звучат безгранично-красивые молитвы,  актеры говорят о, казалось бы, чуждых сегодня многим людям понятиях – о преданности, жертвенности, духовности и безграничной любви. Честно признаться, я ждала, когда кое-кто из зрителей начнет уходить…

- Генетическая память в человеке живет вопреки всему. Где-то глубоко, в подсознании, люди все чувствуют и тянутся к добру и любви. Театр дает возможность получить более яркий  эмоциональный отклик в сердце, происходящее действо захватывает зрителя и дает ощущение полной погруженности в происходящие события. А если при этом представление проходит в живом ландшафте, то эмоциональное воздействие усиливается.  Люди, далекие от культуры, истории, начинают задумываться, читать, искать, рассуждать. В этом и заключается необходимость нашей работы, ее цель. Тяга у молодежи и людей старшего поколения к истории есть, главное, направить её.

- Сложно ли найти литературную основу для спектаклей?

- Конечно, определенные трудности есть. Для спектакля «Сказание о Петре и Февронии»  мне пришлось сделать из первоосновы – монашеского сказания о Петре и Февронии - пьесу. Кроме того, очень важно сохранить стилистику произведения - из сказания нельзя сделать, например, бытовую драму.

- На мой взгляд, Ваш спектакль в образ и жанр попал. Этому немало способствует энергетика и атмосфера, которая сложилась на территории музея-заповедника «Костромская слобода». Энергетика этой территории поражает – заходишь за ворота и попадешь как будто в другое измерение.

- Недавно я общалась с женщиной из Самары, которая приехала в наш музей. Она рассказала о подобном музее-новоделе, который был построен на деньги одного из местных предпринимателей. Эмоции от посещения того места были очень скупые, потому что там нет настоящей энергетики, подлинности. А вот в нашем музее она сохранена. Дома на территории музея привезены из различных деревень и сел костромской губернии, они хранят в себе память и энергетику многих поколений, которые там жили, растили своих детей, радовались и печалились. Возникает чувство сопричастности! Мы хотим всколыхнуть у людей ту память, что в нас изначально заложена.

- Театральная постановка – процесс сложный и очень затратный. Как удается справляться с трудностями?

- Все ребята просто молодцы, у нас собрался коллектив единомышленников. Если честно, мы работаем на энтузиазме. У музея другие заботы, им нужно поддерживать в нормальном состоянии свои памятники. А нам приходится решать множество проблем – это и отсутствие штатных актеров (их приходится приглашать из разных мест), репетиционной базы, а также специалистов, без которых не обходится ни один театр (костюмеры, администраторы, и т.д.). Театр нужно развивать, воплощать в жизнь новые идеи и задумки. Но пока у нас нет на это возможности.

- Власти всеми средствами пытаются завлечь в наш город туристов. Но пока явного прогресса не заметно.

- Гостям нужно же что-то показывать, как-то их удивлять. Оживающие исторические личности в памятных местах города, рассказ о событиях от «первого лица», мини-представления с участием артистов в ярких костюмах дадут Гостям возможность погрузиться в древние времена и в интересной форме узнать об истории нашего края. Конечно, исторический театр городу нужен, он несет не только развлекательную функцию, но и культурную, просветительскую и воспитательную. Людей надо лечить красотой, добротой и подвигом! Сегодняшним молодым людям не на кого ориентироваться, примеров героизма мало. А душа требует, чтобы ее направляли, чтобы перед ней ставили большие цели. Культуру нужно возрождать за счет нравственности, добра и положительных героев.

- Один из символов нашего города – Снегурочка. Однако в Костроме нет спектакля по одноименной пьесе А.Н. Островского. В драмтеатре постановка больше не идет. Получается, родина Снегурочки осталась без театрального воплощения ее образа.

- Мы хотели поставить «Снегурочку», но получилось сделать только небольшой отрывок. На остальное нет денег, затраты на одни только костюмы просто огромны. Я уверена, что спектакль «Снегурочка» просто обязан идти в нашем городе на постоянной основе, – он должен трансформироваться, чтобы была возможность играть его на разных площадках перед разной аудиторией.

- Уличные театры на Руси существовали всегда. Почему сейчас этот формат театрального действа незаслуженно забыт?

- Ставить спектакли под открытым небом очень сложно, это совсем другой масштаб. Интерес у людей к этому формату есть - сейчас с успехом проходят фестивали уличных театров в различных городах. Последний состоялся в соседнем Ярославле, там мы удостоились диплома за лучший исторический спектакль. Жюри оценило нашу постановку «Страницы русской истории».

- Что ждать костромичам в ближайшее время?

- 29 августа, в День иконы Федоровской Божией матери, мы покажем спектакль «Хроники смутного времени». А сейчас я перечитываю пушкинский и набоковский вариант «Русалочки». Эмоций – масса. Надеюсь, костромичи скоро увидят этот спектакль в нашем исполнении. 

Автор: Ирина Очагова

Новости партнеров