Событие, которое ничего не изменило, или пример того, как не надо проводить конкурсы
7 августа в Костроме были подведены итоги и награждены победители, в частности в номинации «Костромские дворики». Я следил за этим конкурсом и за его итогами, но написать про всё это руки дошли только сейчас.
Сама по себе тема благоустройства наших дворов очень важна. Тут всё очевидно. Собственно, именно дворы и есть та атмосфера, в которой мы живем. Это наш мир и большую часть свободного времени мы проводим в нём. В такой ситуации хотелось бы, конечно, чтобы этот микромир был максимально комфортным, как с точки зрения удобства, так и в смысле эстетики. Учитывая то, что дворы составляют огромную часть города, мы можем утверждать, что изменив радикально внешний вид и наполнение городских дворов, мы автоматически радикально меняем и впечатление в целом от города.
Очень важно понимать, что в условиях жесткого ограничения по финансам, проводить любые изменения нужно максимально эффективно. Нужно выжимать из каждого потраченного рубля максимум возможной отдачи. Так вот. Весь этот конкурс - это пример того, как не надо проводить мероприятия. Это событие, которое ничего не изменило.
В чем вообще смысл любого нашего действия? В идеале наши действия должны менять ситуацию. Если вы знаете заранее, что ничего не изменится, станете ли вы предпринимать действия? Но если желаете изменить, то, наверное, хотите максимальной отдачи?
Я не буду анализировать мероприятие полностью. Не стану комментировать регламент, его освещение в СМИ и т.д. Остановлюсь только на самом важном моменте. Итоги конкурса. Я уже линканул ссылку на итоги в начале поста. И я вот хочу спросить: извините, это всё что ли? Это и есть итоги конкурса? Вы издеваетесь или как? Впрочем, если задачей конкурса был пиар главы Администрации, то всё проясняется.
Но давайте представим, какими бы могли быть итоги, если бы действительно стояла задача изменить ситуацию с внешним видом дворов. Несколько локализуем задачу и представим ее решение на примере отдельного элемента.
Собственно, как и любую крупную задачу благоустройство дворов можно разделить на несколько частей, а те, в свою очередь, снова разделить, предельно конкретизируя цель. Допустим, конкурс бы назывался «лучшая дверь для подъезда жилого дома». Опять же сразу перейдем к итогам. Сейчас всё заканчивается так: выдали дипломы, деньги, пожали руки, сфотографировались, разошлись... Но именно в этот момент и должно произойти было главное, ради чего всё это делалось. И тут как раз Администрация и должна выполнить прямую свою функцию - нужен комплекс мероприятий по итогам конкурса. Сейчас на сайте Администрации в итогах... цитата: «Задача администрации города помогать таким людям». Ну так помогайте эффективно. Выжимайте максимум из мероприятия, отбивайте призовые бабки.
Результатом любого эффективного мероприятия должен быть некий документ. Этот документ собирает полученный опыт, обобщает его и дополняет соответствующей информацией. Обычно такой документ называется: методическое пособие по результатам..... Этот документ может быть электронным и не потребует денег на тираж. Что должна была сделать Администрация...
1. Выложить отдельной папкой фотографии всех дворов-победителей. В результате мы получаем возможность любым средствам массовой информации более эффективно рассказывать о мероприятии, стимулируя выбор этой темы наглядными материалами. Например, я бы сейчас мог вставить фотки лучших дворов, а вот никак.
2. В уме Администрация держит тот факт, что всё это улучшение - это народная самодеятельность. Напрямую сказать людям, что они делают ерунду мы, конечно, не можем. Но мы можем помочь им. Не на словах, как на сайте, а на деле. Поэтому соответствующий комитет в Администрации подключается к работе.
а) Он собирает материалы по теме на профессиональном уровне. То есть в случае с дверями подъездов это набор фотографий образцов дизайнов подъездов. Собственно, к следующему конкурсу у людей были бы великолепные идеи для воплощения. Выглядело бы это всё вот так. Внимание. Тут я бы мог выложить образцы входных дверей из Германии, Чехии и Голландии, но на 100% знаю реакцию, а она будет такова. "Нуууу, это ж Германия. Такого у нас никогда не будет. Какой смысл всё это выкладывать?" Я считаю такое мнение абсурдным, но тем не менее, в этот раз поведусь на него и выложу другой стек фотографий. Это фотографии из Эстонии. Два района города Таллина. Там ровно те же дома, что и у нас. Советские девятиэтажки и пятиэтажки.
Итак, девятиэтажки. Общий вид района
Подъезды
Пятиэтажки. Общий вид района.
Подъезды...
Всего я выложил 10 фотографий, но мог бы 100 из разных стран. А по уму именно фотографии лучших вариантов и должны быть в методичке.
Это Швеция.
А возможно весь спектр возможных вариантов от простых до навороченных, но обязательно таких, которые качественно меняют ситуацию с подъездами в городе.
б) Администрация по-прежнему держит в уме тот факт, что энтузиасты, скорее всего, зас**ут своими «корректировками» любой дизайн. Поэтому картинки ненавязчиво дополняются текстовыми рекомендациями с пометкой "обязательно". Например такая пометка будет гласить, что площадь остекления входной группы не может быть меньше чем 20%, а стекло обязательно безопасное.
в) Администрация составляет список всех организаций, которые теоретически правомочны или имеют возможность менять двери - ТСЖ, ЖЭК и пр. Всем им раздается методическое пособие или электронный адрес страницы.
г) Администрация составляет список предприятий, занимающихся производством дверей, и объясняет им, что политика в городе по теме внешнего вида домов выглядит вот так. Если какие приблудные, которые еще не в теме и захотят сменить дверь, то производители объяснят им сами, что такое хорошо и что такое плохо.
д) Администрация поощряет правильно понимающих производителей тем, что вносит их адреса в это методическое пособие.
е) Кроме этого, по каждой теме будут обязательно моменты, которые Администрация тоже должна помочь решить. В случае с дверями это, например, встраиваемые в наружную плоскость двери почтовые ящики. Чтобы народ не фантазировал не по делу с ним и тут можно поделиться адресами производителей и моделями ящиков. Претензии к коррупционности наличия адресов можно обойти 10-ю способами.
ж) Каждый год методическое пособие корректируется по мере получения практического опыта и сбора дополнительной информации. Таким образом, любой ЖЭК, вздумай он затеять благоустройство, берет соответствующую методичку и решает, его проект действительно удачный или на фоне образцов в методичке он полное УГ. Может быть и общая методичка, в которой есть рекомендации по скамейкам, заборчикам-оградкам, озеленению перед домом и пр.
В любом случае, то, что сейчас креативят во дворах местные «товарищества», никуда не годится. Они вообще не понимают, что творят. Электронный вариант методички может более наглядно показать энтузиастам, как получается у их коллег. Лень далеко ехать, поэтому снова Эстония. Городок Вильянди. население 17 215 человек. Можно покрутить камеру и осмотреть в подробностях результат работы людей, которые умеют делать красиво.
Вывод. Администрация города должна сменить политику поощрения активистов с целью улучшения на политику мягкого навязывания современных решений