Начало августа - волнительное время для всех абитуриентов. Приемная кампания-2012 уже подходит к концу, а это значит, что скоро станет известно, какой профессии школьники будут обучаться в течение следующих пяти лет. С ректором Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова информационный портал «КО44» решил поговорить не только о предстоящем событии, но и о сегодняшних абитуриентах, качестве полученных ими знаний и действенных способах их оценки.
- Николай Михайлович, на какие факультеты было больше всего подано заявлений? Что-то изменилось по сравнению с прошлым годом?
- Каждый год происходят определённые изменения. Если брать конкурс заявлений, то в этом году вырос конкурс по таким специальностям, как: психология, начальное образование, история, биология, прикладная математика. В среднем по университету конкурс составляет 4,5 человека на место. Конечно, традиционно лидируют юридические и экономические специальности – здесь конкурс достигает 16-20 человек на одно место.
- Страна остро нуждается в рабочих руках, в педагогах, врачах. Почему выпускники упорно продолжают идти на экономику/менеджмент/юриспруденцию?
- Сейчас ситуация немного выправилась, начали происходить определённые изменения в лучшую сторону, связанные с положением на рынке труда. Хотя еще совсем недавно была просто катастрофа и поступление на юрфак или на экономические специальности являлось пределом мечтаний.
- Если честно, я тоже некоторое время назад поддалась всеобщей истерии. Дальнейшему развитию своих способностей я предпочла «сытое будущее».
- Это неудивительно. Ребенок, у которого, например, есть способности к математике, размышляя о дальнейшей профессии, смотрит, как живут те или иные специалисты. Если он видит, что математик зарабатывает копейки, то его сложно обвинить в выборе более денежной, по его мнению, профессии в ущерб своему таланту. Все мечтают «безбедно» жить.
- Глава Рособрнадзора Любовь Глебова недавно заявила, что количество университетов в стране должно сокращаться, при этом нужно развивать сеть среднего и начального профессионального образования. Как Вы считаете, это поможет решить проблему дисбаланса на рынке труда?
- (После непродолжительного молчания). Тут не так все просто. Я даже не уверен, могу ли я комментировать такое заявление. Приведу простой пример. Вы знаете, что количество выпускников в медицинских ВУЗах с каждым годом увеличивается? И, что самое интересное, они идут работать по специальности. Насыщение рынка происходит, однако нехватка врачей в лечебных учреждениях сейчас просто огромна.
– Они идут в коммерческие структуры?
- Да конечно! Я могу допустить, что на рынке наблюдается пресыщение специалистами экономического профиля. Но вот, например, в педагогике такого нет. В школах малых городов – огромный дефицит, там стабильно не хватает квалифицированных специалистов в таких областях, как: математика, информатика, иностранные языки. Вы поймите, чтобы исправить ситуацию, людям нужно создавать нормальные условия. Школьники должны быть уверены, что после окончания института они смогут претендовать на нормальный заработок. А регулировать процессы, происходящие на рынке, исключительно количеством выпускников или специальностей нельзя. Абитуриент просто не пойдет учиться на нежизненную профессию.
- Я после окончания ВУЗа искала работу достаточно долго – больше полугода.
- Это не страшно. Если есть острая потребность в работе – ее можно найти за два дня. Многие находят работу очень быстро, однако это не значит, что она их устраивает. Людей не покидают мысли о смене рода деятельности или места, они находятся в процессе поиска.
- Ищут работу по душе?
- По душе, по заработной плате, по месту жительства, по социальным гарантиям. Факторов очень много.
- В состоянии ли ЕГЭ отразить объективную реальность?
- Как к форме выпускного контроля в тестовом ключе к ЕГЭ я отношусь неплохо. Однако объективной оценки знаний учащихся он не дает. ВУЗы давно беспокоит эта проблема. Некоторые даже заявляют о том, что нужно проверять пригодность абитуриентов, сдавших ЕГЭ, к дальнейшему получению профессионального образования.
- Получатся, доверия к ЕГЭ нет?
- Не столько к ЕГЭ, сколько к его отдельным содержательным и организационным компонентам. Очень многие тесты не выдерживают никакой критики. Очень часто информация, которая находится в опросном листе, даже не подкреплена необходимым объемом учебного материала. По этой теме написано-то всего полтора абзаца. А сдавшие тест на «5» и «4» через месяц вообще могут все забыть. Вообще, вопрос о качестве образования – очень серьезный. Сейчас мы наблюдаем процесс смещения оценки качества образования в сторону формальных критериев. Как только мы уберем из оценки качества профессиональной подготовки нравственную ценность и гражданскую позицию - мы получим безнравственное качество.
- Уже, кажется, получили.
- Да, уже получаем и эта тенденция только усиливается. Приходит поколение, которое не считает нравственность достоинством. Важно понять, что как только наступает кризис в морально-нравственных установках личности, ни одна бюрократическая схема не выдерживает столкновения с безнравственностью. Каким бы благими помыслами эта схема не создавалась. Вот простой пример. В качестве одного из приоритетов поступления в ВУЗы до недавнего времени были целевые наборы сельской молодежи. Как только люди поняли, что это хорошая дорога, даже не калитка, а ворота в ВУЗ, урожденные городские жители стали приносить целевые направления из сельской школы. Как только поняли, что медаль будет хорошим пропуском в ВУЗ, мы стали «получать» по 200-300 медалистов в год.
- Медалист – это же штучный товар.
- Конечно. Эту льготу тоже отменили. Потом решили дать льготы победителями олимпиад. Через два года приемные комиссии были просто завалены документами от выпускников-олимпиадников. Сейчас примерно тоже самое происходит с ЕГЭ. Казалось бы, ЕГЭ - это действительно объективный показатель знаний. Но мы столкнулись с тем, что 100-бальников по русскому языку в национальных образованиях больше, чем в Москве и в среднем по России. О чем это говорит? О манипуляциях баллами.
- Получается, какую идею не предложи - все извратят?
- Конечно, я и говорю – безнравственное качество. Когда нравственность уходит - ничего не выдерживает, ни одна схема. Боюсь, при нынешних финансовых возможностях, если будет объявлено, что мы будем принимать студентов только по направлению ООН, то люди найдут возможность достать и это направление.
- А выход из сложившейся ситуации есть?
- Конечно, бороться надо с причиной. Если вы говорите, что в ВУЗе есть коррупция, так и боритесь с коррупцией, а не со школьными программами и со школьными экзаменами. Боритесь со взяточниками, с коррупционерами. Их на самом деле не так много.
- Сейчас как таковой и борьбы-то нет. Так, показательные порки.
- Есть коллектив, в нем есть взяточники, бери их и сажай. Но мы не сажаем, наоборот – думаем, как «коррупционера» вывести из этого оборота и поручаем другим «коррупционерам» формировать новую цензорную программу.
- Замкнутый круг?
- В этой ситуации – да. Поэтому если мы хотим бороться за качество, мы должны бороться за нравственное качество, качество, достигнутое реальными трудами, в том числе и напряжением духовных сил. Безнравственное качество порождает безнравственный продукт.
- Выходит, нужно воспитывать нового человека?
- Да. Без этого нельзя. Понимаете, сейчас, гораздо больше, чем сугубый профессионализм ценятся нравственные установки. Специалиста фирма воспитает сама, даст ему необходимые знания. Между двумя кандидатами она выберет того, кто не предаст, не сворует, не обманет, не будет конфликтовать. У любого предприятия есть секретная информация, коммерческие тайны. Оно хочет найти нормального человека, доверять ему. Профессиональные требования меняются, а вот качества личности человека ценятся все выше и выше.
- Люди, ценящие нравственность, живущие по этим принципам, уходят. А как те, кто даже не знаком с этими понятиями, сможет воспитать человека новой формации?
- Государство должно формировать соответствующую среду. В стране должна быть система воспитания, потому что страна дифференцируется, разваливается на кланы, на страты, на группы. Люди не понимают, где добро, а где зло.
- Систему воспитания кто должен создавать? Нужна политическая воля какого-то конкретного человека?
- Да. Что может сделать в этой ситуации школа? Школа – это часть социальной системы, не более того. Ребенок находится в ВУЗе или в школе только шесть часов, а в остальное время он предоставлен сам себе. Если я буду закручивать гайки по поводу норм поведения только в стенах ВУза, мы получим человека с двойным, с тройным мировоззрением.
- Получается, все должно идти сверху?
- Скорее от самого общества. Насколько оно сможет само себя осознать и само себя спасти. Никто его не спасет. Оно должно создавать институты гражданского общества через процессы саморегуляции, вырабатывать и добиваться выполнения норм поведения.
- Гражданское общество…У нас сейчас каждый второй живет по принципу «моя хата с краю».
- Сейчас да. Но никто не застрахован от того, что через какое-то время окажется, что хата-то совсем не с краю. Вот, например, Дмитрий Анатольевич Медведев поддерживал ЕГЭ до тех пор, пока его ребенок с этим столкнулся.
- Вы можете как-то фильтровать абитуриентов?
- Сейчас нет. Мы ничего не можем сделать. С точки зрения существующего закона мы должны только смотреть только на рейтинг, за исключением творческих специальностей. Тут есть возможность провести дополнительные экзамены, творческие конкурсы.
- В итоге ВУЗ может набрать абитуриентов, которые вообще не способны усвоить материал?
- Не все так безнадежно, детками нужно заниматься, не относиться формально к процессу обучения. Стремления студентов должны быть организованы и стимулированы.
- Многие студенты идут просто за «корочками».
- Мы возвращаемся все к той же проблеме, к выдуманной оценке качества образования. Абитуриент идет не за знаниями, не за профессией, а уйти от армии, получить диплом, а после этого начинать устраивать свою судьбу, которая совсем не корреспондирует с его внутренним миром.
- Сегодняшние абитуриенты, они какие?
- Детки очень хорошие, умные, с большим потенциалом. Ими нужно заниматься, тогда из них получатся настоящие профессионалы. Но эта работа должна быть увидена и поддержана государством.