Александр Архангельский рассказал, почему единые учебники - преграда на пути развития России
Писатель и телеведущий выступил перед костромским и ярославскими общественными деятелями и журналистами.
В минувшую субботу в Кострому приехал известный литературовед, критик, писатель и телеведущий Александр Архангельский. Гость нашёл несколько часов в своём плотном графике для того, чтобы выступить на семинаре «Общество. Культура. Экономика» в рамках проекта «Университет Комитета гражданских инициатив». Он попытался порассуждать вместе с собравшимися участниками из Костромы из Ярославля на тему, возможна ли культурная политика.
В условиях нарастающего кризиса на первый план снова вышла «застарелая» проблема, о которой, кажется, не говорил только ленивый - как модернизировать Россию и в том числе снизить её зависимость от «святой углеводородицы». Пока сделанные шаги в этом направлении к нужному результату так и не привели. Более того, тенденции последних лет говорят о том, что пока мы не только не движемся вперёд, а скорее откатываемся назад.
По мнению гостя, модернизация любой страны невозможна без обустраивания культурного пространства вокруг человека.
- В ХХ веке послевоенный мир вступил в этап модернизации. Это выход на такую траекторию развития, когда можно вкладывать в развитие. То есть вы не поддерживаете образование, а развиваете его, не поддерживаете рабочие места, а вкладываете в их развитие. Из 50 стран модернизацию прошли только 5. Это Гонконг, Тайвань, Япония, Южная Корея и Сингапур. Они все сохранили своё национальное своеобразие, но при этом во многом изменились, - говорит Александр Архангельский. Он добавляет, что там осознанно работали с массовым сознанием, медленно и аккуратно меняли у людей картину мира. Главным образом, с помощью школы.
В России же в последнее время много занимались обустраиванием экономического пространства, не занимаясь обустраиванием культурного. А ведь культура вырабатывает ценности, которые нами руководят в жизни, обустраивает среду обитания, трактует картину мира.
«После революции 1917 года и распада СССР мы получили культуру окраин, когда каждый сам за себя, когда вынул нож - бей, когда шкурный индивидуализм», - посетовал господин Архангельский.
Менталитет мешает стране развиваться. И с этим ничего сейчас не делается. Более того, «неэффективные» традиционные ценности и культуру сегодня пытаются «законсервировать», а значит, остановить развитие. По мнению гостя, российская элита сейчас делает ставку на школы, рассматривая их не как инструмент модернизации, а как инструмент сохранения. Живой пример - стремление унифицировать учебники по литературе или, например, истории, внедрив, таким образом, в сознание людей нужные ценности, единую идеологию.
«Не может быть единых толкований в литературе. Литература - это, то по поводу чего мы спорим и развиваемся. Литература - это не набор положительных героев - покажите мне хоть одного! Если нет вариативности - нет конкуренции, нет сталкивающихся моделей. Нет развития», - подчеркивает гость.
По мнению Александра Архангельского, сейчас в России хотят создать культурную модель охранительства, которая в свою очередь погубила Аргентину. Аргентина стала одной из стран, которая так и не прошла путь послевоенной модернизации, хотя шансов было не меньше, чем у азиатов, - там и большая европеизированная миграция, и богатейшие культурные традиции. Но тамошние элиты отказались что-либо менять, законсервировав традиционные ценности. В том числе и о том, что государство сильнее личности, что вождь важнее подчиненного.
«В таких условиях жить можно, развиваться нет. Аргентина проиграла, несмотря на лучшие стартовые условия», - говорит Александр Архангельский.
Впереди россиян ждёт именно консервация ценностей. Однако, по мнению Александра Николаевича, рано или поздно нам всё равно придётся модернизироваться.
«На путь модернизации страны вступают тогда, когда им больше ничего не остается. Мы все равно к этому придем», - резюмировал гость под аплодисменты участников.