Блоги 0+

Что делать в кризис предпринимателю?

Не буду советовать успокоиться, глубоко вздохнуть, перестать ныть и «начать видеть возможности». Несмотря на кажущиеся улучшения последних дней, то, что сейчас происходит с нашей экономикой, – лютый звиздец. Тщательно вылизанный миф о «стабильности» развеялся в миг, и причины для паники отнюдь не иллюзорны. Однако это не отменяет тот факт, что Россия – по-прежнему страна возможностей. И выход у отечественного бизнеса только один – работать, работать и еще раз работать (латать дыры в бюджете государственными деньгами могут себе позволить, увы, лишь избранные). Несмотря ни на что. Другой вопрос – а что конкретно делать-то? Как предприниматель поделюсь своими соображениями.

1. НЕ ЗАБЫВАТЬ НИ О КОМ

Не единожды убеждался, как можно быстро сделать деньги, просто подняв записную книжку и обзвонив всех старых знакомых, полузабытых клиентов и просто людей, которые еще способны вспомнить, «кто ты вообще такой». Поэтому столь важно иметь телефоны и электронную почту всех своих клиентов (для SMS- и почтовых рассылок соответственно). Постучал в каждую дверь – какая-нибудь и откроется.

2. ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Очень часто мы не понимаем, откуда берутся деньги. То есть ты, конечно, примерно представляешь, что вот этот товар покупают редко, а этот часто, и, наверное, с него идет основная прибыль. Делать так называемую декомпозицию (разбивку деятельности на сухие цифры) неимоверно скучно. И все же завести более-менее осмысленную таблицу необходимо. Иначе так и продолжишь думать, что твой основной бизнес – это пирожки (ведь за прошлый месяц продали аж 100 штук), в то время как 10 изготовленных на заказ тортов принесли много больше.

3. ДЕНЬГИ, ВЫ КУДА?

Понимать, куда деньги утекают, – вещь не менее важная. Как ни странно, этот пункт тоже не всегда очевиден. Если с постоянными расходами, вроде стоимости Интернета или аренды, все просто, то вот рассчитать точную стоимость одного проданного товара или привлеченного клиента не всегда удается на раз. Почти в каждой схеме есть слабые места – человек, которого давно пора исключить из пищевой цепочки, слишком жадный подрядчик, неэффективный рекламный канал и т. п. Привычки и привязанности в текущих условиях могут сыграть злую шутку.

4. МЕНЕДЖМЕНТ – ОТ СЛОВА «УПРАВЛЯТЬ»

Во времена кризиса умение эффективно управлять ценится как никогда. Даже если в твоем подчинении всего один человек. Вот как минимум два способа повысить качество управления за один день. Чтобы внести систематизацию, достаточно внедрить CRM (большинству хватит бесплатных вариантов), а дабы избавиться от ежедневного хаоса, следует прописать нормативы и повесить на видное место. Причем в последние нужно писать только то, что реально можно контролировать. «Улыбка каждому клиенту» – это ты вряд ли проверишь. А вот перезвонить в течение 30 минут после поступления заявки – это проконтролировать уже несложно. По опыту, в кризисных условиях руководство часто начинает банально закручивать гайки, тем самым отправляя организацию в непилотируемый штопор (лучшие уходят, оставшиеся озлобляются).

5. ДЕЛАЙ ДЕНЬГИ

Как в том мультике: делай деньги, делай деньги, а остальное все… В тучные годы мы могли позволить отвлекаться на любимые (и зачастую неприбыльные) проекты – на то, что не продавалось, но круто смотрелось на витрине, или на что всей душой хотелось тратить время. К примеру, кто-то привык отдавать сумасшедшие деньги, чтобы о тебе говорили по телевизору, а кто-то развивает интернет-портал, который постоянно просит инвестиций, не возвращая ничего взамен. Сейчас же нужно просто делать то, что приносит деньги.

6. УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ

Тут все просто: кризис – самое время для саморазвития!

7. В ИНТЕРНЕТ!

Как директор интернет-компании, не могу не восхититься возможностями Интернета – рекламного пространства, где может быть оцифровано и систематизировано буквально все. Сделайте, наконец, сайт, заведите страничку во «Вконтакте», опубликуйте первое объявление на «Авито», начните записывать звонки, запустите «Директ» – по многим тематикам в Костроме он все еще стоит копейки. Не исключено, что в своей области вы будете единственным, кто это сделает. Со всеми вытекающими преимуществами.

8. ДОСТУПНЫЕ ЛЮДИ

Материалы подорожали, доллар взлетел, стоимость доставки тоже отнюдь не упала. А что осталось прежним? Зарплата! Хоть где-то стабильность. Для наемных работников это, конечно, печально, а для бизнеса – реальная возможность для роста. Да, наверное, в каких-то компаниях, несмотря ни на что, дела идут неплохо, но в большинстве организаций зарплаты в лучшем случае остаются прежними, а где-то и уменьшаются. Безработица растет. Это значит, что сегодня можно нанять хорошего специалиста (или просто ответственного человека) даже за меньшие деньги, что полгода назад. Так что самое время делегировать все свои неотложные дела, а самому заниматься самым главным (смотри пункт 5).

9. ВРЕМЯ ДЛЯ «ПОГОВОРИТЬ»

И все же безмерная эксплуатация человеческих ресурсов ничем хорошим не кончится. Даже если, опять же, у вас работает всего один человек, периодически с ним нужно проводить беседы о текущей ситуации на рынке и в компании. Зачем? Во-первых, вы продемонстрируете открытость, уменьшив вероятность домыслов. Во-вторых, возможно, работников придется удерживать отнюдь не материальными благами. Ну и в-третьих – вдруг вы скрытый цицерон, и сможете воодушевить людей пламенной речью? При ухудшении условий труда работников от апатии может уберечь просто хорошее отношение. Ну а если дела пойдут совсем худо, то проще будет договориться (на сокращенный рабочий день или работу на дому, к примеру).

10. ДЕЛАТЬ НУЖНО БЫЛО ВЧЕРА

И да, самое главное – откладывать, к сожалению, не получится. Делать нужно прямо сейчас. То есть вот прямо сейчас. Что есть настоящее действие? Это то, после чего что-то реально меняется, будь то запуск интернет-рекламы, найм нового сотрудника, решение позвонить потенциальному партнеру и т. п. Если продолжать тратить все время на рутину, повторяя «да-да, это, конечно, нужно, но я ведь не могу бросить это и еще вот это…», легко упустить что-то действительно важное. Можно, конечно, изо дня в день крутиться, как белка в колесе, и выезжать на чистом трудоголизме (пока не словишь нервоз). Но иногда достаточно совершить несколько действий.

Автор: Владимир Болонкин