До сих пор многие граждане живут по своим понятиям и продолжают отрицать закон. А это в свою очередь приводит к преступности, пренебрежению правами окружающих, пьянству, наркомании , различного рода правонарушениям. Возможно ли сегодня преодолеть правовой нигилизм и какие изменения коснулись действующее законодательство за последние три месяца, в интервью со старшим помощником прокурора Костромской области по правовому обеспечению Натальей Радзенюк.
-Наталья Павловна, на что направлено разъяснение закона?
- В настоящее время серьезной проблемой обеспечения и реализации принципов верховенства закона в России является правовой нигилизм граждан. Отрицания права, как социального института служит почвой для многих негативных социальных явлений, таких как пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами окружающих и т.п. Именно этим в современных условиях продиктована потребность в формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, готовность следовать букве закона и видеть в этом непосредственно свой интерес.
В осуществлении правового просвещения особая роль принадлежит органам прокуратуры, так как именно на них лежит повышенная ответственность за обеспечение законности и правопорядка в нашей стране.
10 сентября 2008 года генеральным прокурором РФ был издан Приказ об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению. Основной задачей поставленной перед прокурорами является проведение работы по разъяснению законодательства, которое рассматривается как деятельность осуществляемая с целью правового просвещения граждан и считается неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений (особенно в молодежной среде), противодействию экстремизму, ксенофобии и коррупционным проявлениям.
Работники прокуратуры и раньше в ходе своей работы выступали с разъяснениями законодательства. А в настоящее время этому направлению уделяется более серьезное внимание. Разъясняя нормы законов, сотрудники прокуратуры выступают в трудовых коллективах, на сходах граждан, в учебных заведениях. На постоянной основе размещаются информации в СМИ. На официально сайте Прокуратуры Костромской области www.kosoblproc.ru появилась рубрика, посвященная последним изменениям в законодательстве РФ и разъяснению действующего законодательства.
- Одно из последних нововведений законодательства РФ - предусмотрена ответственность юридических лиц за дачу взятки или коммерческий подкуп. На каких основаниях предприниматели могут быть привлечены к ответственности и есть ли в данном случае срок давности?
- На самом деле статья 19.28 КоАП РФ предусматривающая ответственность за дачу взятки или коммерческий подкуп была введена еще в 2008 году. В 2011 году в нее внесено ряд уточнений. Так, за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо иностранному должностному лицу, либо должностному лицу публичной международной организации каких-либо денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица каких-либо действий или бездействия связанного с занимаемым служебным положением, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для юридических лиц до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг или иного имущества незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей. Если речь идет о сумме более 1 млн. рублей, то штраф может составить до тридцатикратного размера суммы незаконного денежного вознаграждения. В случае особо крупного размера, то есть свыше 20 млн. рублей, штрафные санкции устанавливаются до стократного размера незаконно предлагаемой или врученной суммы. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП РФ в течение 6 лет со дня совершения правонарушения.
- Слышала, что недавно внесены изменения в Положение о паспорте гражданина РФ. В связи с чем изменилось законодательство?
- Здесь речь идет о том, что для граждан проживающих за пределами РФ, а также приобретших гражданство РФ упрощена процедура получения общегражданского паспорта. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года были внесены изменения в пункт 11 Положения "О паспорте гражданина Российской Федерации" и сегодня граждане, проживающие за пределами территории РФ и не имеющие общегражданского паспорта, для его получения вместо свидетельства о рождении будут вправе представить загранпаспорт гражданина РФ. Так же установлено, что гражданин вправе не представлять документы, свидетельствующие о его гражданстве, а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства РФ. Эти сведения, представленные гражданином, проверяются Федеральной миграционной службой посредством направления межведомственных запросов. При этом направление запросов в МИД РФ подробно регламентировано.
- В феврале этого года были внесены изменения в порядок оформления земельных участков. Расскажите о них?
- Ранее законодательством было установлено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ вправе осуществлять организацию и финансирование работ, необходимых для осуществления кадастрового учета указанных земельных участков. А органы местного самоуправления - оказывать гражданам содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного учета этих земельных участков, созданных на них объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Сегодня же с введением изменений в действующее законодательство упростились процедуры оформления прав на земельные участки. Согласно этим изменениям по заявлениям граждан федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
-Конституционным судом РФ принято Постановление от 15 декабря 2011 года в отношении отца-кормильца многодетной семьи. В чем его суть?
- Согласно этому Постановлению работодатель не вправе по своей инициативе (в частности в связи с сокращением штата) увольнять отца, который является единственным кормильцем многодетной семьи и не совершал по месту работы виновных действий. В Трудовом кодексе имеется норма, устанавливающая дополнительные трудовые гарантии для женщин, имеющих детей. Указанным Постановлением она была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ сослался, в частности, на положения Конституции РФ, Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка, возлагающих на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
- Постановлением Правительства РФ внесены изменения в некоторые акты в части представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. О чем они?
- Данным Постановлением установлено, что Росстандарт, Росздравнадзор, Роструд и органы государственного пожарного надзора уполномочены осуществлять прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ. Сегодня этот перечень расширен и дополнительно включены такие виды деятельности, как производство тары и упаковки, мебели, средств индивидуальной защиты, пожарно-технической продукции, низковольтного оборудования, строительных материалов и изделий; оказание социальных услуг населению; услуги или выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; предоставление услуг по управлению многоквартирными домами. Здесь речь идет о том, что прежде чем заняться такими видами деятельности необходимо уведомить определенные органы.
- Прошла информация о том, что товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы должны раскрывать информацию о своей деятельности. Так ли это?
- Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2012 товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы должны раскрывать информацию о своей деятельности таким же образом, что и коммерческие организации, управляющие жилыми домами по договору. А именно на специальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, либо на сайте органа местного самоуправления. Кроме этого они должны размещать информацию на информационных стендах, расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, и предоставлять информацию по запросу. Но, в отличие от управляющих компаний, ТСЖ и жилищные кооперативы не обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на своем собственном сайте.Состав информации, подлежащий раскрытию ТСЖ и жилищными кооперативами, также имеет некоторые отличия, связанные с их организационно-правовым статусом, от информации, раскрываемой управляющими организациями. Помимо общей информации (наименование, почтовый адрес, режим работы органов управления и т.д.), бухгалтерской документации и информации, связанной с технологией обслуживания жилого дома, они должны публиковать, в частности, протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы содержания дома, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, информацию о размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием, сведения об образовании резервного или иного специального фонда на проведение текущего и капитального ремонта.
- В декабре прошлого года была установлена административная ответственность за сокрытие информации управляющими домами и за нарушение правил присоединения к электросетям и другим коммунальным сетям. Расскажите по подробней об этом.
- В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за сокрытие информации управляющими домами, а также за нарушение правил присоединения к электросетям и другим коммунальным сетям. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (нарушение порядка, способов, сроков раскрытия информации либо ее раскрытие не в полном объеме или предоставление недостоверной информации), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 250 до 300 тысяч рублей. За повторное нарушение указанных требований должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.
За нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения установлен штраф, налагаемый на должностных лиц в размере от 10 тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц в размере от ста до 500 тысяч рублей. За повторное - в течение года нарушение указанных правил размер штрафа увеличен - на должностных лиц он может налагаться в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Дела о нарушении правил подключения к коммунальным сетям рассматривают антимонопольные органы.
- Уголовный кодекс РФ продолжает идти по пути гуманизации, расскажите об изменениях, произошедших за последнее время?
- Таких изменений в последнее время было очень много. Так из последних стоит отметить, что в частности, ФЗ внесены изменения в Общую и Особенную части Уголовного кодекса РФ, которые состоят в следующем. К категории преступлений небольшой тяжести законом отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трёх лет, а не двух лет, как было установлено ранее частью второй ст. 15 УК РФ. Это позволит ограничить действие предусмотренных УК карательных инструментов, которые не могут быть применены к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести. Так же в целях индивидуализации наказания и вынесения справедливых приговоров ФЗ предусмотрено, что при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих суд может изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления.
Кроме этого, УК дополнен новой статьей – 76.1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причинённого ущерба. Так же были признаны утратившими силу положения, предусматривающие уголовную ответственность за ряд деяний, не представляющих серьёзной угрозы обществу: оскорбление и клевета, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и другие. Одновременно с этим ответственность за такие деяния установлена в Кодексе об административных правонарушениях. ФЗ внесены ряд изменений относительно уголовной ответственности за контрабанду. Декриминализирована так называемая товарная контрабанда, ответственность за которую предусмотрена ч.1 ст. 188 УК РФ. Дополнена положениями ст.194 Уголовного кодекса, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.
В целях сокращения числа лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, Федеральным законом введена новая редакция статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующей основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста. Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня его опубликования на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.