«Несчастливая» улица Свердлова в Костроме: деревянные и каменные дома здесь несколько раз почти полностью сгорали
Костромичи упрямы - еще ведь в XVIII в. велено было именовать улицу Александровской, а они по-прежнему звали ее Никольской. Да и после революции, когда улице присвоили грозное имя «Чрезвычайки», и теперь, когда она носит нынешнее название, старожилы нет-нет и вспомнят - «Никольская». И это при том, что формально Никольской она никогда не была, именуясь то «Нижней Никольской», а то и «Благовещенской».
С древней деревянной церкви Благовещения улица и начиналась - храм стоял на самой проезжей части, занимая территорию, отошедшую позднее под площадь и здание присутственных мест (улица шла в обход, прижимаясь к берегу Сулы, затем тянулась вдоль крепостной стены «Нового города» и, наконец, устремлялась влево). В пожар 1773 г. церковь сгорела и не восстанавливалась. После пожара Никольская, она же Александровская, улица была выпрямлена.
С правой, четной стороны улица Свердлова начинается не вполне обычно - двором здания «присутственных мест».
После его возведения двор был обнесен простым деревянным забором. Однако обыватели понаделали в заборе множество дыр, двор превратился в проходной, растаскивались лежащие там дрова. Все это заставило власти в 1849 году обнести двор высокой кирпичной оградой с железными воротами.
Напротив, на месте дома № 3, в XVIII в. стоял двухэтажный дом, принадлежащий купцам Волковым, родственникам первого русского актера.
Впоследствии дом многократно перепродавался. Перед революцией здесь был постоялый двор, а после 1917 года здание использовалось под общежитие губЧК, отчего и сама улица была переименована в улицу Чрезвычайки.
На той же стороне квартала привлекает к себе внимание двухэтажный каменный дом, выполненный в классицистических формах.
Он принадлежал богатому и многодетному купцу Н.А. Ботникову. После его смерти в семье начались ссоры: степенные и патриархальные Ботниковы были недовольны поведением младшего брата Геннадия Николаевича. Тот, жизнерадостный холостяк и жуир, действительно вел разгульную жизнь (но при этом избирался городским головой и депутатом Государственной думы). В конце концов Ботникову наскучили домашние дрязги, и в начале XX в. архитектор Н.Горлицын выстроил для него, рядом с родительским, собственный дом. Декорированное чердачное окно обращено к старому дому и как бы подсмеивается над ним...
Деревянный домик с пятью окнами по фасаду (№ 17) постройки 1870-х гг. В.И.Смирнову принадлежал одному из организаторов и руководителей массового краеведческого движения в нашей стране.
В 1912 г. он, тогда учитель истории в мужской гимназии, выступил инициатором создания Костромского научного общества по изучению местного края и стал его секретарем. Василий Иванович успешно занимался историей, этнографией и археологией костромского края, опубликовав около ста научных трудов. Краевед был и замечательным музееведом, возглавляя после революции Костромской музей. Ему также принадлежит большой вклад в дело охраны памятников искусства и старины.
На противоположной, правой стороне улицы сохранились остатки Благовещенской церкви.
Древнее предание повествует, что в 1380 г. костромская рать, собираясь на Куликовскую битву, взяла с собой, по тогдашнему обычаю, икону святителя Николая. Вернувшись из похода, воины воздвигли для хранения иконы деревянный храм Николы Ратного «на луже». После пожара 1773 г., уничтожившего обе расположенные на улице церкви - и Благовещения, и Никольскую, восстановили только последнюю, но под именем Благовещенской, поскольку Никольских и без того было несколько в Костроме. А каменный храм с колокольней был сооружен в 1804 г. архитектором-самоучкой А.В. Красильниковым.
Двухэтажный каменный дом с обращенным во двор мезонином (№ 26) интересен не одной архитектурой.
Он строился еще в XVIII в. купцами Стригалевыми и после того, как обветшал, был пожертвован под уездное училище. Позднее его перевели в другое здание, а здесь разместился Мариинский детский приют на 50 девочек. При приюте были большой сад и огород и ежегодно устраивались благотворительные базары, на которых продавались изделия воспитанниц (вышивки и др.).
Перейдем на нечетную сторону улицы. Там около 1795 г. возвел каменный дом мещанин Д.И.Рукавишников.
На рубеже XIX - XX вв. хозяином дома стал Геннадий Васильевич Колодезников (в рисунке железных ворот сохранилась его монограмма «ГВК»).
Он поручил архитектору Н.И.Горлицыну перестроить дом как снаружи (на фасаде появился эркер), так и внутри. После революции в здании разместился Ветеринарно-бактериологический институт.
Угловой двухэтажный с антресолями дом (№ 27) построен в 1794 г. купцом А.В.Живущевым и около столетия принадлежал его потомкам.
В начале XX в. в доме жил командир Краснинского резервного батальона полковник Ходнев, у дочерей которого не раз гостила их родственница - известная писательница Надежда Тэффи (1872-1952).
Улица Свердлова еще в первой половине прошлого века имела немало интересных каменных построек. К сожалению, сокрушительный сентябрьский пожар 1847 г. особенно опустошительно прошелся именно по этой улице, да и начался на ней (на месте дома № 5).
В результате пожара часть обгорелых каменных зданий осыпалась и больше не восстанавливалась, а разоренные хозяева возводили на освободившихся участках деревянные дома. Первоначальная деревянная застройка улицы тоже была уничтожена огнем почти целиком.
В подготовке статьи использованы материалы книги Виктора Бочкова «Старая Кострома», сайта enckostr.ru, фото - Марина Горубнова.