Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ввела нулевые таможенные пошлины на ввоз нескольких ключевых видов топлива в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эта мера, которая будет действовать до 30 июня 2026 года, призвана стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, столкнувшемся с дефицитом. Под действие решения попадают моторный бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и судовое топливо .

По словам министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, эта мера является ответом на локальное снижение объемов производства в условиях сезонного всплеска спроса. Она позволит беспрепятственно импортировать топливо для насыщения рынка.
Контекст решения: кризис на российском топливном рынке
Решение ЕЭК принято на фоне обострения ситуации с топливом в России. По данным на конец сентября, с перебоями в поставках столкнулись более десяти регионов страны, включая Центральную Россию, юг, Поволжье и Дальний Восток .
Почему возник дефицит? Эксперты выделяют несколько ключевых причин:
Сезонный спрос: Летний пик потребления, связанный с отпусками и сельхозработами .
Ремонты на НПЗ: Плановые и внеплановые остановки нефтеперерабатывающих заводов .
Внешние воздействия: Атаки на объекты нефтеперерабатывающей промышленности, которые привели к снижению производственных мощностей .
Рекордные цены: Оптовая стоимость бензина на Петербургской бирже в сентябре достигала исторических максимумов, что затрудняло работу независимых АЗС .
Положение независимых АЗС и меры властей
Особенно тяжелая ситуация сложилась в секторе независимых заправок. Как отметил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов, в условиях дефицита нефтяные компании в первую очередь обеспечивают собственную сеть АЗС, а независимым операторам достается лишь остаток. Это привело к временным закрытиям некоторых заправок и введению ограничений на отпуск топлива .
Власти уже отреагировали на кризис. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала активные проверки и выдает предупреждения АЗС за необоснованный рост цен . Одновременно с этим правительство рассматривает возможность продления полного запрета на экспорт бензина и дизельного топлива до конца года, чтобы насытить внутренний рынок .
Решение об нулевых пошлинах – это попытка устранить дисбаланс между спросом и предложением. Сможет ли эта мера в комплексе с другими шагами переломить ситуацию, станет ясно в ближайшие месяцы.
Материалы по теме:
Цены улетели в космос: сколько на самом деле должны стоить Solaris - автоэксперт дал четкий ответ