В истории советского автопрома был двигатель, который по праву считался технологическим чудом. Речь о моторе УЗАМ-412, который дебютировал на «Москвиче-412» в 1967 году.

При объеме всего 1,5 литра этот мотор выдавал 75 «лошадей» — показатель, сопоставимый с 2,5-литровой «Волгой» ГАЗ-21. И это была далеко не его предельная мощность. Конструкторы намеренно занизили паспортные данные, в то время как реальная мощность превышала 80 л.с.
Его часто сравнивали с немецким BMW M10 схожего объема и мощности, но это не был слепое копирование, рассказывает автор блога “Новые автомобили”. Советский двигатель имел уникальную конструкцию — например, съемные чугунные гильзы цилиндров, что делало капитальный ремонт простым и дешевым.
Главной особенностью мотора был огромный потенциал для тюнинга. С двумя карбюраторами Weber он легко выдавал 92 л.с. На его базе создавали гоночные версии с двумя распредвалами объемом до 1,8 литра и мощностью 124 л.с.
В 70-80-е годы УЗАМ-412 славился своей надежностью. Он не «ел» масло между заменами и без проблем проходил по 150 тысяч км. Его ставили даже на экспортные «Москвичи», и западные специалисты высоко оценивали его конструкцию.
К сожалению, в 90-е годы качество сборки упало, а с прекращением производства автомобилей АЗЛК закончилась и эпоха этого легендарного мотора. Но он остался в истории как один из самых прогрессивных и долговечных двигателей, опередивших свое время.
Материалы по теме:
Перевыполняли любые планы — 5 значимых тракторов в СССР: ностальгия по легенде