Согласно пункту 19.5 Правил дорожного движения, все транспортные средства в светлое время суток должны двигаться с включенным ближним светом фар. Это правило действует в России уже более 20 лет, но до сих пор вызывает вопросы у водителей. Зачем включать фары, когда и так светло? Неужели это действительно так важно?

Изначально правило было введено по нескольким причинам: улучшение видимости - автомобиль с включенным светом заметнее на дороге, особенно в условиях переменной освещенности (в тени деревьев, при ярком солнце, на фоне серого асфальта), снижение аварийности - статистика показала, что машины с включенным светом реже становятся участниками ДТП, унификация с европейскими нормами - во многих странах ЕС аналогичные требования действуют десятилетиями.
Почему водители игнорируют это правило?
Несмотря на очевидные преимущества, многие автовладельцы сознательно или случайно нарушают это требование. Основные причины:
- "Меня и так видно" - водители городских автомобилей светлых цветов часто считают, что их машина достаточно заметна без дополнительного освещения.
- Забота о ресурсе ламп - существует миф, что постоянная работа фар сокращает срок службы лампочек (хотя современные LED-фары рассчитаны на десятки тысяч часов работы).
- Привычка к автоматике - владельцы новых автомобилей с автоматическим включением света, пересаживаясь на другие машины, просто забывают включать фары вручную.
- Отсутствие штрафов - поскольку инспекторы редко останавливают только за это нарушение, у водителей создается ложное впечатление, что правило устарело.
Чем грозит нарушение?
Формально за езду без ближнего света днем предусмотрен штраф в размере 500 рублей (ст. 12.20 КоАП РФ). Однако на практике штрафуют за это нарушение крайне редко - обычно только при комплексных проверках или в сочетании с другими нарушениями.
Современные альтернативы
Многие новые автомобили оснащены дневными ходовыми огнями (DRL), которые:
включаются автоматически при запуске двигателя;
потребляют меньше энергии;
специально разработаны для дневного использования.
Важно помнить: если DRL не соответствуют требованиям по яркости и углу освещения, водитель обязан включать ближний свет.
Хотя контроль за соблюдением этого правила действительно ослаб, эксперты рекомендуют не пренебрегать включением света днем по трем причинам:
- Безопасность - даже небольшая вероятность предотвратить ДТП стоит того, чтобы потратить секунду на включение фар.
- Законопослушность - отсутствие массовых штрафов не отменяет самого правила.
- Привычка - выработав автоматизм включения света при запуске двигателя, вы никогда не окажетесь в ситуации, когда забыли фары в действительно важный момент (например, при въезде в тоннель или в сумерках).
В конечном счете, это простое действие может спасти чью-то жизнь - возможно, даже вашу собственную. Стоит ли экономить несколько секунд или копеек на лампочках, когда на кону безопасность? Ответ очевиден.
Читайте также
- В ГАИ наконец-то поставили жирную точку в важном вопросе: до какого возраста можно водить машину пенсионерам
- Владелец автомойки раскрыл, как самому протереть машину после мойки насухо без разводов и царапин: денег сэкономите знатно
- Верховный суд поставил точку: наезд одним колесом на сплошную – лишение прав или нет?
- Конституционный суд поставил точку: что делать, если начал обгон на прерывистой, а закончить до сплошной не успеваешь?