Новости 16+

Что не так с самым большим самосвалом в мире: 5 минусов БелАЗа-75710 — гиганта на колесах

БелАЗ-75710: гордость или обуза? Почему гигантский самосвал не прижился на карьерах.

"Шедеврум"

Представьте грузовик высотой с трехэтажный дом и шириной, как три легковушки, поставленные в ряд. Это БелАЗ-75710 — белорусский карьерный самосвал, установивший мировой рекорд грузоподъемности. Он может перевезти 450 тонн за раз, а это вес девяти полностью груженых КамАЗов. Но за впечатляющими цифрами скрываются серьезные проблемы, из-за которых проект можно назвать скорее выставочным, чем рабочим.

Рекордсмен с короткой биографией

История гиганта началась в 2013 году. Чтобы создать его, инженерам потребовалось найти шины размером с человеческий рост и разработать уникальную систему управления, рассказывает автор блога “Техно Колибри”. Усилия окупились: в 2014 году самосвал установил рекорд Гиннесса, перевезя груз весом 503,5 тонны.

Технические характеристики поражают:

  • Длина — 20,6 метра (как два автобуса);
  • Собственный вес — 390 тонн;
  • Расход топлива — 1300 литров на 100 км;
  • Максимальная скорость — 64 км/ч.

Кабина гиганта напоминает комфорт как для пилотов самолета: климат-контроль, круговой обзор, даже холодильник. Для водителя создали почти комфортные условия.

Почему гигант не прижился? 5 главных причин

Несмотря на инженерный гений, за 11 лет выпустили всего 5 машин. Ни одна из них не работает сегодня. Вот ключевые проблемы, которые похоронили проект.

  1. Габариты-убийцы. Ширина в 10 метров делает невозможным встречный разъезд в карьере. Для разворота машине нужна площадка размером с футбольное поле. Перекрытия и мосты на пути становятся непреодолимой преградой.

  2. Скорость есть — негде ехать. Заявленные 64 км/ч — чистая теория. В реальных условиях карьера скорость редко превышает 20-30 км/ч. Длинный тормозной путь делает быструю езду просто опасной.

  3. Заправка как покупка квартиры. Полная заправка двух баков (5600 литров) обходится в 250 000 рублей. Этого хватает на одну рабочую смену. Расходы на масло и технические жидкости сопоставимы с бюджетом небольшого предприятия.

  4. Прикован к одному месту. Перебросить гиганта на новый карьер — операция стоимостью в миллионы долларов. Требуется разборка, спецперевозка и строительство новых дорог. Чаще проще списать машину, чем переместить ее.

  5. Ремонт — катастрофа. Поломка парализует работу всего карьера. Каждая запчасть — штучный товар, который ждут неделями. Простая замена колеса весом 5,5 тонн превращается в многочасовую операцию с привлечением тяжелой техники.

Вердикт практиков

Как рассказал водитель-испытатель Дмитрий Казутин, экономика проекта не сложилась. «Машина оказалась нежизнеспособной. После года эксплуатации ее поставили на прикол, а в 2018 году разрезали на металлолом».

БелАЗ-75710 остался в истории как яркий пример инженерной мысли. Но его судьба доказала: даже рекордная грузоподъемность не гарантия успеха, когда практичность и стоимость владения оказываются важнее амбиций. Это урок для всех создателей гигантской техники — иногда меньше значит больше.

Материалы по теме:

Загадка КрАЗ-255: почему «Людоед» и как он «пожирал» здоровье водителей

13 лет назад друг купил подержанный "Мерс" — а я новую "Ладу": время показало, кто из нас влип по полной

Автор: Светлана Левицкая