Информационный портал "Город Кострома"
11 октября, Кострома 11,1°
Курс ЦБ 81,19 94,05

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости 16+

Что стало с заводом "ЗИЛ", где выпускали грузовики и седаны: такого будущего никто не ждал

Когда-то его имя гремело на всю страну. Грузовики с надписью «ЗИЛ» были настоящими рабочими лошадками советской промышленности, а чёрные правительственные лимузины становились символами эпохи. Завод имени Лихачёва — первый автомобильный гигант России, чья история началась более века назад. Сегодня на месте его легендарных цехов — жилые кварталы и офисные центры. Как же случилось, что предприятие, делавшее историю, само стало историей?

Главная картинка новости: Что стало с заводом "ЗИЛ", где выпускали грузовики и седаны: такого будущего никто не ждал
"Шедеврум"

Рождение легенды: от «Фиата» до собственных разработок

1916 год принято считать годом рождения российского автопрома. Именно тогда был заложен первый камень в фундамент будущего ЗИЛа. Партнёром для старта выбрали итальянский Fiat, планируя наладить сборку грузовика Fiat 15Ter. Но грянувшие революционные события 1917 года внесли коррективы. Вместо полноценного производства удалось наладить лишь крупноузловую сборку — с 1917 по 1919 годы с конвейера сошло чуть более 1300 машин.

После эвакуации в годы Великой Отечественной войны мощности ЗИЛа стали основой для создания других автогигантов — Ульяновского и Уральского автозаводов. А золотой эрой предприятия стали 1960-е, когда на конвейер встал легендарный ЗИЛ-130. Этот грузовик стал одним из самых массовых в отечественной истории. На его базе делали всё: от тягачей и кранов до пожарных машин. Многие из этих «трудяг» исправно работают до сих пор в разных уголках мира.

Поворотный момент: как ЗИЛ упустил своё будущее

Казалось, ничто не предвещало заката. Завод активно вёл разработки и создал перспективный бескапотный грузовик ЗИЛ-170, отвечавший всем современным требованиям. Однако судьба распорядилась иначе: все наработки по этой модели были переданы на строящийся КамАЗ. Узнаваемая кабина «камазов» первой генерации — это и есть наследие зиловских инженеров.

Лишённый своего флагманского проекта, ЗИЛ в качестве альтернативы выпустил ЗИЛ-4331. Но эта модель, хотя и была современнее «130-го», уже на старте производства безнадёжно отставала от требований времени.

«Бычок» и агония: попытки выжить в новых реалиях

С развалом СССР для завода наступили тяжёлые времена. Спрос на его основную продукцию рухнул — молодой рыночной экономике требовались малотоннажные грузовики. В авральном режиме был создан ЗИЛ-5301, известный в народе как «Бычок». Его собирали из того, что было: собственный кузов, ходовая часть от старого «Мерседеса», двигатель с Минского завода.

«Бычок» ненадолго продлил жизнь конвейера, но не имел серьёзных конкурентных преимуществ. В 2010-х годах завод, находясь в поисках спасения, пытался наладить сборку китайских грузовиков и вел переговоры с производителями легковых авто. Всё было тщетно.

Приговор был подписан в 2015 году, когда предприятие выпустило всего 17 машин. Конвейер остановился навсегда.

Материалы по теме:

Он был братом УАЗика, а стал не пойми чем: прокатился на BAW 212 и делюсь выводами

Почему советские водители ездили на летней резине зимой и не испытывали проблем - шофёра тех лет раскрыл секрет

Новости партнеров