Министерство просвещения России готовит создание отечественной системы искусственного интеллекта, которая станет цифровым помощником для учителей и школьников. Главный принцип — не заменить педагога, а освободить его от рутинных задач и дать больше времени для работы с детьми.
ИИ не сможет воспитать ребёнка, передать традиции и ценности. Но он может стать сильным помощником учителя, освободив его от рутинных задач и дав больше времени для работы с детьми, — подчеркнул депутат Госдумы Антон Немкин.
Персонализация и эффективность
Будущая система искусственного интеллекта создаётся не ради автоматизации школы, а ради поддержки человека. Она не будет оценивать учителей, вмешиваться в методику или подменять живое общение. Главная цель — сделать учебный процесс современным и справедливым, сохранив при этом личное участие педагога.
ИИ возьмёт на себя типовые функции — проверку однотипных заданий, тестов, контрольных, анализ результатов. Он сможет подбирать персонализированные учебные материалы под способности и интересы конкретного ребёнка, формировать рекомендации для учителя, помогать отслеживать динамику успеваемости и выявлять трудности в обучении.
Сегодня учитель вынужден тратить часы на проверку тетрадей и отчёты. В новой модели это сделает ИИ. Учитель получит аналитические сводки, сможет оперативно корректировать программу, уделять больше внимания развитию каждого ребёнка. Кроме того, система поможет выявлять сильные стороны школьников — например, склонность к точным наукам или к языкам — и рекомендовать подходящие образовательные траектории.
Такой подход уже успешно применяется в университетах и колледжах, где в этом году появилась новая специальность — «Интеграция решений с применением технологий ИИ». Теперь цифровая трансформация образования охватывает все уровни — от школы до профессионального обучения.
Преодоление цифрового неравенства
Одним из ключевых эффектов внедрения станет борьба с цифровым неравенством. Разрабатываемая система будет единой для всех школ России — от крупных городов до небольших сельских населённых пунктов. Это позволит каждому ребёнку, независимо от региона, получить одинаковый доступ к современным технологиям обучения.
Подключение школ к высокоскоростному интернету, запуск облачных сервисов и централизованная поддержка обеспечат равные условия. Учителя, особенно в малокомплектных школах, смогут использовать интеллектуальную платформу как методическую опору, а дети — учиться в едином цифровом пространстве, где есть помощь и поддержка.
Цифровой суверенитет в образовании
Разработка собственной отечественной системы искусственного интеллекта — это не только вопрос технологий, но и вопрос национальной безопасности. Сегодня западные ИИ-платформы активно заходят в сферу образования, а значит, передача им данных и алгоритмов обучения несёт риски — от утечки информации до навязывания чужой идеологии.
Доверять обучение наших детей чужим алгоритмам — значит рисковать искажением фактов, утечкой данных и внедрением чужой идеологии. Россия должна выстроить собственную цифровую образовательную экосистему, где технологии работают в интересах человека, а не наоборот, — отметил Антон Немкин.
Создание отечественного ИИ в образовании — это шаг к цифровому суверенитету и независимости от зарубежных решений. Это означает, что формирование сознания будущих поколений будет происходить на основе российских ценностей и подходов к воспитанию.
Разумное использование технологий
Антон Немкин также подчеркнул, что в общественном пространстве нередко появляются идеи о «тотальном отключении интернета» для борьбы с зависимостью у детей, но подобные меры не рассматриваются.
Интернет, по его словам, — это не только развлечения, но и инфраструктура образования, медицины, госуслуг и экономики. Ограничения не решат проблему, а вот развитие цифровой культуры и создание безопасных сервисов — реальный путь вперёд.
Мы делаем ставку на разумное использование цифровых технологий, а не на радикальные ограничения. Интернет должен быть не угрозой, а помощником. И именно на это направлены все наши усилия, — подчеркнул депутат.
Россия уже сделала шаг к формированию собственной цифровой образовательной экосистемы. Объединение усилий государства, ИТ-сообщества и педагогов способно превратить искусственный интеллект в надёжного союзника российского учителя. Когда технологии работают не вместо человека, а вместе с ним — выигрывают все: дети получают больше возможностей, педагоги — поддержку, а страна — будущее, основанное на знаниях и ценностях.