Информационный портал "Город Кострома"
19 сентября, Кострома 17,6°
Курс ЦБ 83,17 98,98

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости 16+

Даже в "Майбахе" такого не было: хитрости советского "Запорожца" — легенда советского автопрома

Секреты «Запорожца»: почему британские автожурналисты восхищались советской малолитражкой.

Главная картинка новости: Даже в "Майбахе" такого не было: хитрости советского "Запорожца" — легенда советского автопрома
Wikimedia Commons

«Запорожец» - один из самых недооценённых автомобилей советской эпохи. В то время как многие вспоминают его с иронией, настоящие владельцы знали: у этого автомобиля были уникальные особенности, которые делали его по-настоящему культовым. Автор блога “Полезные интересности” привел несколько фактов, которые заставят вас взглянуть на «Запорожец» по-новому.

Необычная история создания

  • Изначально автомобиль разрабатывался в Москве под названием «Москвич-444». Позже его переименовали в «Москвич-965», а производство перенесли в Запорожье;
  • дизайн мог быть совсем другим: институт НАМИ предложил футуристичный вариант под названием «Белка», но из-за плохой управляемости он не пошёл в серию;
  • за основу конструкции взяли итальянский Fiat 600, но в итоге советские инженеры переработали почти всё, кроме задней подвески.

Военные корни
«Запорожец» создавался с учётом нужд армии. Военным нужен был простой и надёжный транспорт для перевозки раненых и боеприпасов. Поэтому у автомобиля появились:

  • Воздушное охлаждение двигателя (чтобы избежать повреждения радиатора осколками);
  • Гладкое днище, как у лыж, для повышенной проходимости.

Мировой экспорт
Машина экспортировалась не только в соцстраны, но и в Западную Европу — через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga. Годовые продажи достигали 5000 экземпляров — отличный показатель для советского авто!

Секретные преимущества
Владельцы «Запорожца» знали его главные козыри:

  1. Бюджетность. Это был самый дешёвый автомобиль в СССР (1800 рублей в 1962 году). Расход топлива — всего 5,9 л/100 км, а мотор работал на любом бензине.

  2. Проходимость. Благодаря гладкому днищу и разной колее передних и задних колёс (разница 20 мм) «Запорожец» легко преодолевал бездорожье.

  3. Простота. Фильтры можно было мыть в бензине и использовать снова. Если машина буксовала, достаточно было заглушить двигатель, включить первую передачу и провернуть мотор «кривым стартером».

  4. Зимний комфорт. Автономный отопитель спасал в холод без необходимости «греть» двигатель.

  5. Практичность. Передние сиденья снимались за секунды — идеально для пикников.

Главная загадка
Британские журналисты из Top Gear особенно отметили одно странное технологическое отверстие в конструкции «Запорожца». Его назначение так и осталось неразгаданным. Возможно, это была ещё одна гениальная находка советских инженеров — или просто забавный курьёз.

«Запорожец» давно стал символом эпохи. И пусть его дизайн вызывал улыбки, его инженерные решения заслуживают уважения. Это был автомобиль, который знал себе цену — и умел удивлять.

Материалы по теме:

Их было всего 2 тысячи экземпляров: что представляет из себя «догонялка КГБ» — сейчас за нее просят 5,5 млн рублей

BMW в пролете: назван самый продвинутый двигатель — делали еще в СССР

Новости партнеров