Секреты «Запорожца»: почему британские автожурналисты восхищались советской малолитражкой.

«Запорожец» - один из самых недооценённых автомобилей советской эпохи. В то время как многие вспоминают его с иронией, настоящие владельцы знали: у этого автомобиля были уникальные особенности, которые делали его по-настоящему культовым. Автор блога “Полезные интересности” привел несколько фактов, которые заставят вас взглянуть на «Запорожец» по-новому.
Необычная история создания
- Изначально автомобиль разрабатывался в Москве под названием «Москвич-444». Позже его переименовали в «Москвич-965», а производство перенесли в Запорожье;
- дизайн мог быть совсем другим: институт НАМИ предложил футуристичный вариант под названием «Белка», но из-за плохой управляемости он не пошёл в серию;
- за основу конструкции взяли итальянский Fiat 600, но в итоге советские инженеры переработали почти всё, кроме задней подвески.
Военные корни
«Запорожец» создавался с учётом нужд армии. Военным нужен был простой и надёжный транспорт для перевозки раненых и боеприпасов. Поэтому у автомобиля появились:
- Воздушное охлаждение двигателя (чтобы избежать повреждения радиатора осколками);
- Гладкое днище, как у лыж, для повышенной проходимости.
Мировой экспорт
Машина экспортировалась не только в соцстраны, но и в Западную Европу — через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga. Годовые продажи достигали 5000 экземпляров — отличный показатель для советского авто!
Секретные преимущества
Владельцы «Запорожца» знали его главные козыри:
Бюджетность. Это был самый дешёвый автомобиль в СССР (1800 рублей в 1962 году). Расход топлива — всего 5,9 л/100 км, а мотор работал на любом бензине.
Проходимость. Благодаря гладкому днищу и разной колее передних и задних колёс (разница 20 мм) «Запорожец» легко преодолевал бездорожье.
Простота. Фильтры можно было мыть в бензине и использовать снова. Если машина буксовала, достаточно было заглушить двигатель, включить первую передачу и провернуть мотор «кривым стартером».
Зимний комфорт. Автономный отопитель спасал в холод без необходимости «греть» двигатель.
Практичность. Передние сиденья снимались за секунды — идеально для пикников.
Главная загадка
Британские журналисты из Top Gear особенно отметили одно странное технологическое отверстие в конструкции «Запорожца». Его назначение так и осталось неразгаданным. Возможно, это была ещё одна гениальная находка советских инженеров — или просто забавный курьёз.
«Запорожец» давно стал символом эпохи. И пусть его дизайн вызывал улыбки, его инженерные решения заслуживают уважения. Это был автомобиль, который знал себе цену — и умел удивлять.
Материалы по теме:
BMW в пролете: назван самый продвинутый двигатель — делали еще в СССР