Двухместное чудо и микровнедорожник: советский автопром попал впросак - почему не удалось создать уникальные авто
В 1990-е годы, когда даже «Запорожец» был для многих недоступной мечтой, а серпуховские мотоколяски безнадежно устарели, несколько энтузиастов попытались создать сверхдешевый автомобиль для народа. История проектов «Пеппи» и «Кинешма» — это рассказ о смелых, но обреченных попытках подарить стране свой собственный «народный автомобиль».
«Пеппи»: двухместное чудо из Пскова
В 1989 году на ВДНХ в павильоне, посвященном водному хозяйству, публике представили необычный микроавтомобиль «Пеппи». Разработчиком выступило псковское НПО «Гидроимпульс», которое хоть и подчинялось «водному» министерству, но имело опыт создания автобусов на шасси ГАЗ.
Технически «Пеппи» не был откровением. Машину собрали на агрегатах серпуховской мотоколяски С3Д, а кузов сделали по технологии советских самодельщиков: стальной каркас обшили пластиковыми панелями. В задней части разместили мотоциклетный двигатель объемом 0,35 литра мощностью 14 л. с.
Особенностью конструкции стал вариатор вместо мотоциклетной коробки передач и сборная солянка из деталей советских авто: сиденья от «Москвича-2141», рулевая колонка от ВАЗа, панель приборов от «Запорожца». При массе 350 кг создатели обещали, что «Пеппи» будет в два раза дешевле «Оки» и выйдет тиражом 10 тысяч экземпляров к 1995 году. Проект так и остался в двух прототипах.
«Кинешма»: микроавтомобиль-внедорожник
Более амбициозным оказался проект завода «Автоагрегат» из Кинешмы. «Кинешма» представляла собой нечто среднее между армейским внедорожником 1950-х и самоделкой. Для разработки привлекли специалистов из Запорожья.
Первый образец 1996 года оснастили двухцилиндровым мотоциклетным двигателем ИЖ-«Юпитер 5» объемом 0,5 л и мощностью 26 л. с. Машина имела независимые подвески, дорожный просвет 235 мм и «внедорожные» шины. Необычным решением стало обогреваемое ветровое стекло от «Москвича-2141».
Производитель экспериментировал с силовыми агрегатами — от 12-сильного двигателя мотороллера «Муравей» до американских моторов Briggs & Stratton от гольф-каров. Несмотря на скромные характеристики (максимальная скорость 50-75 км/ч), «Кинешме» удалось добиться невероятного — экспорта 50 машинок в Испанию под именем Ardilla («Белочка»), где они использовались сборщиками цитрусовых.
Наследие забытых проектов
Истории «Пеппи» и «Кинешмы» завершились одинаково печально. «Пеппи» не вышел за стадию прототипов, а «Кинешма» с трудом дотянула до 350 экземпляров. Последней попыткой спасти проект стала модификация «Доброволец-1» для сельских пожарных дружин в 2010 году, но и эта инициатива быстро угасла.
Эти проекты стали символом эпохи — времени, когда энтузиазм и желание создать доступный автомобиль сталкивались с суровой экономической реальностью и технологическими limitations России 1990-х годов.
Материалы по теме:
Хоронить "Хантер" рано - завод УАЗ вернет родимый "Козлик" на конвейер: узнали цены - обалдели
Хотел купить УАЗ - и чуть без штанов не остался: даже иномарки дешевле