История о том, как немцы покупали у России «мусор» дороже, чем мы им продавали нефть и газ: 16 тысяч тонн сорняков уходили в Германию каждый год
В Европе столетиями любили кофе, а в России нашли на этом неожиданную выгоду. История о том, как из простого цикория вырос многомиллионный бизнес, достойна отдельного учебника.
Как кофе стал роскошью
В XVII веке кофе стремительно завоевал европейские столицы. Немцы пили его особенно охотно и тратили на зерна огромные суммы. Но во второй половине XVIII века король Фридрих II Великий, измотав страну войнами, поднял налоги. Кофе стал стоить баснословно дорого, и даже состоятельные горожане не могли позволить себе ежедневную чашку.
Выход нашли в аптекарских лавках. Немцы вспомнили о растении, которое раньше считали лишь лекарственным. Цикорий, с синими цветками и длинными корнями, стал заменой дорогим зернам. Его корни поджаривали, перемалывали, и получался напиток, напоминающий вкусом кофе. Так появился первый «эрзац-кофе».
Как царь купил то, что в России считали сорняком
Цикорий оказался в России благодаря Петру I. Во время поездки по Германии его угостили новым напитком. Царь был впечатлен и решил привезти семена в Россию. Немцы уверяли, что растение редкое и ценное.
Однако вскоре выяснилось, что для русских это был обычный сорняк. На юге он рос вдоль дорог, в полях и на лугах, а крестьяне давно привыкли бороться с ним при прополке ржи и пшеницы.
Настоящий перелом случился, когда крестьянин Золотахин, нанятый немецким аптекарем под Выборгом, увез с собой несколько фунтов семян. Он высадил их в Ростовском уезде и быстро понял, что корни ценятся в Германии на вес золота.
Русский цикорий против немецкой жадности
Первый урожай Золотахин продал в Германии за большие деньги. Спрос оказался настолько высоким, что вскоре к нему присоединились соседи. Уже через пять лет цикорий в Ростовском уезде выращивали массово.
Собирали не только посевы, но и дикорастущие растения. Дети бегали по обочинам и выкапывали каждый синий цветок. Вскоре сорняк практически исчез в дикой природе, зато поля уезда приносили богатые урожаи.
Главное преимущество заключалось в урожайности: если пшеница давала «сам-7», то цикорий — «сам-80». За два десятилетия Россия превратилась в основного поставщика цикория для всей Европы.
В середине XIX века урожай достигал почти миллиона пудов в год — около 16 тысяч тонн. На Всемирной выставке в Лондоне российский цикорий получил золотую медаль и завоевал новые рынки, включая Англию и Францию.
Итог
Так попытка немцев обойти высокие налоги обернулась неожиданным результатом: Россия стала монополистом в поставках того самого «заменителя кофе». Ирония истории в том, что растение, считавшееся у нас сорняком, принесло крестьянам богатство, а Европе — новый продукт, без которого она уже не могла жить, пишет автор Дзен-канала “Стеклянная сказка”.
Читайте также: