"Иж" исчез, будто его и не было: почему легендарный мотоцикл сняли с производства — объясняем, почему
Производство мотоциклов "Иж" остановилось в 2007 году. Несмотря на это, они по-прежнему составляют значительную часть мотопарка России. Согласно данным "Автостата" на середину 2021 года, "Иж" лидирует по количеству – около 627 тысяч единиц.
Многие сожалеют о прекращении выпуска этих мотоциклов, предлагая различные версии о причинах и возможностях сохранения производства.
Рассмотрим ключевые факторы, приведшие к закрытию производства "Иж Планета" и "Иж Юпитер". Эти причины взаимосвязаны и в совокупности обусловили печальный исход.
Экономика предприятия
Производство "Иж" было организовано в советское время по принципу массового производства: полноценный конвейер, полный технологический цикл, огромные цеха и многочисленный персонал. Завод выпускал до 300 000 мотоциклов в год. В условиях плановой экономики продукция распределялась по всему СССР и экспортировалась в страны "советского лагеря". Предприятию выделялись ресурсы для выполнения плана.
Смежные предприятия, такие как "Молот", также работали по этой системе. Маркетинг и учет потребностей потребителя отсутствовали, поэтому базовые модели выпускались годами, с редкими модификациями.
С распадом СССР ситуация изменилась. Сбыт перестал быть гарантированным, многие потребители оказались за пределами России, а у оставшихся снизилась покупательная способность. Предприятие с огромной инфраструктурой и затратами начало терять выручку. Появились конкуренты – подержанная японская и китайская техника, а также автомобили.
Цены поднять было нельзя, так как потребители отказывались покупать мотоциклы по более высокой цене. Экспортные контракты не приносили достаточной прибыли – цена была ниже, чем у китайских мопедов. В итоге предприятие обанкротилось.
Маркетинг и новые вызовы
С открытием границ и переходом к рынку появились альтернативы мотоциклам "Иж". Потребители стали выбирать импортную технику, более подходящую по своим характеристикам и цене. Завод не был готов к конкуренции. Основной доход приносили "Иж Планета", "Иж Юпитер" и запчасти. Попытки выпуска новых моделей, таких как "Юнкер", "Корнет", грузовой трицикл и мотоциклы для полиции, не принесли существенной прибыли. Проекты с китайскими двигателями также не увенчались успехом.
Переформатирование производства
Завод попытался сократить производство и уменьшить инфраструктуру, но процесс затянулся и не принес желаемого результата. Не удалось наладить аутсорсинг производства комплектующих.
Предприятие продолжало накапливать убытки из-за отсутствия четкого плана выхода из кризиса. Частая смена руководства усугубляла ситуацию. В итоге время было упущено.
Для возвращения к прибыльности нужно было определить, какой товар продавать, кому и по какой цене, а также переформатировать производство и расходы предприятия под новые условия. К сожалению, в Ижевске этого сделать не удалось, рассказывает автор блога “МОТОМИР.РФ”.
Читайте также:
Исполнить мечту юности за 200 тысяч: 6 крутых мотоциклов, которые можно купить по дешевке