Российские железные дороги готовятся к внедрению новых купейных вагонов габарита Т, которые отличаются увеличенными размерами и рядом инноваций. Одной из заметных новинок стали индивидуальные столики для пассажиров верхних полок.

Это новшество вызвало вопросы у путешественников: не приведёт ли оно к тому, что пассажиров сверху перестанут пускать вниз? Разбираемся, что на самом деле изменится и как это повлияет на комфорт в пути.
Столики на верхних полках: новое или забытое старое?
Индивидуальные столики для верхних полок — не совсем новая идея. Подобные конструкции уже применялись в некоторых модернизированных плацкартных и купейных вагонах. Тогда они вызывали опасения из-за возможных падений предметов, однако практика показала, что столики с высокими бортиками, напоминающими корытце, надёжны и удобны даже в движении поезда.
Теперь эта проверенная конструкция перекочевала в новые купейные вагоны габарита Т. Безопасность и комфорт пассажиров здесь на первом месте, и первые отзывы показывают, что нововведение приживается.
Что собой представляют вагоны габарита Т?
Новые купейные вагоны стали больше по размерам — длина увеличилась на 73 см, ширина — на 28 см. Это позволило расширить проход, увеличить длину спальных полок и добавить ещё одно купе. Вместо привычных 36 пассажиров в таких вагонах смогут ехать до 40 человек.
Производит эти вагоны Тверской вагоностроительный завод, который получил финансирование на проект, а сами вагоны уже были представлены президенту. Массовое внедрение — вопрос ближайшего будущего.
Возможное влияние на правила поведения
Некоторые пассажиры опасаются, что с появлением столиков наверху верхних пассажиров могут ограничить в праве спускаться вниз к общему столику. Однако изменения в правилах перевозок — процесс длительный и сложный. В 2023 году Минтранс уже ввёл ограничения для пассажиров верхних полок: они могут три раза в день садиться к общему столику на ограниченное время, а при конфликтных ситуациях вмешивается проводник.
На практике эти правила не всегда легко соблюдаются, особенно в тесных плацкартных вагонах, где нижние места дороже и вызывают напряжение между пассажирами. Новые столики наверху дают возможность перекусить, не создавая очередей и конфликтов.
Опыт с ручной кладью как пример
Ранее правила размещения ручной клади были жёсткими: нижние места — для нижней клади, верхние — для верхней. Но с появлением вагонов без верхних отсеков для багажа пришлось корректировать эти нормы, сделав право на место под ручную кладь равным для всех. Аналогично может развиваться ситуация со столиками — изменения будут постепенными и зависят от решений Минтранса.
Что ждёт пассажиров сейчас?
Пока действуют прежние правила, но новые столики на верхних полках уже повышают комфорт. Пассажиры могут самостоятельно выбирать, где перекусить — у себя на верхней полке или у общего стола. Особенно это удобно в ночных поездах, когда не хочется будить соседей.
Внедрение таких вагонов может изменить привычный уклад поездок в купе, снизив количество конфликтов и улучшив впечатления от путешествия.
Фото: ko44.ru