T2, российский оператор мобильной связи, изучил, как клиенты реагируют на звонки с незнакомых номеров и сообщения в мессенджерах от пользователей, которые представляются коллегами. Для этого оператор запустил опрос в своем мобильном приложении.

Звонки с незнакомых номеров
Специалисты T2 продолжают определять отношение абонентов к различным мошенническим сценариям. Проведенный опрос показал, как действуют пользователи при попытке обмана:
- 20,6% примут входящий звонок с незнакомого номера;
- 36,4% отвечают на такие вызовы от случая к случаю;
- 43% в принципе не берут трубку, если не знают звонящего.
При этом каждый второй опрошенный (45,9%) ищет потом в интернете историю конкретного номера, каждому третьему (37,5%) не интересно, какие отзывы есть о звонивших, 16% признались, что не знают, как это сделать. Тем временем почти у половины клиентов (40,4%) есть сервисы определителей номеров.
В случае если пользователи понимают, что ответили на звонок мошенника, большинство (66,2%) незамедлительно прервут разговор, 5,5% отругают звонящего, а каждый четвертый (28,3%) попробует разыграть злоумышленника. T2 рекомендует в этих случаях положить трубку и заблокировать номер.
Общение в мессенджерах
Подавляющее большинство пользователей ограничивает или полностью отключает возможность голосовых вызовов в мессенджерах:
- 19,7% полностью отключают возможность позвонить себе в мессенджере;
- 67,5% разрешают приложению допускать вызовы от людей из списка контактов;
- 12,8% опрошенных не ограничивают эту функцию.
Реакция на «конкурсы» и «подарки» от мошенников
Исследование также охватывает действия мошенников в мессенджерах и реакцию на это клиентов. Например, если абонент получит сообщение с предложением забрать подарок от одного из брендов, то:
- половина абонентов (54,8%) поставит под сомнение, что в принципе участвовали в чем-либо и не воспользуются;
- 23,9% уточнят в официальной поддержке сервиса;
- 21,4% все-таки склонны получить приз.
Оператор рекомендует не переходить по ссылкам в таких сообщениях – активация «подарка» может привести к потере доступа в аккаунт мессенджера.
«Проголосуй за участника» – сообщение от «друга»
Если к клиенту обращается друг и отправляет ссылку на конкурс, с просьбой поддержать:
- 10,2% перейдут к голосованию и поделятся этой информацией с друзьями;
- треть опрошенных (34,9%) проигнорирует сообщение, поскольку отнесут его к действиям мошенников;
- каждый второй (54,9%) перезвонит и уточнит лично у человека, его ли это просьба.
- При этом на просьбу незнакомого коллеги скачать файл в мессенджере откликнутся только 7,9%.
7 советов от T2, как избежать мошенничества
Специалисты компании сформулировали простые рекомендации для клиентов, которые позволят снизить киберриски. Так, абонентам рекомендуют:
- Запретить звонки и сообщения от людей не из списка контактов в мессенджерах.
- Включить определитель незнакомых номеров для обычных звонков и вызовов в мессенджерах в приложении T2, если нет возможности полностью их ограничить.
- Сразу перезванивать по номеру из списка контактов знакомому, если он совершил нетипичное действие. Например, попросил «проголосовать за ребенка по ссылке» или «перевести 5000 руб. до зарплаты».
- Придумать кодовые слова со своими близкими. Важно не использовать их в переписках и тем более в открытом доступе социальных сетей. Кроме того, можно задать вопрос, ответ на который будет знать только этот человек, например: «Чем я рисовал на стенах квартиры, когда мне было два года?»
- Ограничить публикацию информации о себе в интернете – сегодня на голосовых сообщениях и «кружочках» из Telegram можно сделать не самый правдоподобный дипфейк (изображение или голос с помощью ИИ), а через год это может быть 4k HDR видео.
- Не переходить по подозрительным ссылкам.
- Использовать действительно сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.