«А масло не жрёт?» — один из первых вопросов, который задаёт продавцу подержанного автомобиля внимательный покупатель. Ответы часто уклончивы: «Нуу, смотря как ездить» или «От замены до замены литр доливаю». Но если из выхлопной трубы идёт сизый дым с запахом горелого масла, значит, двигатель явно расходует масло — и доливать его придётся регулярно.

Причина расхода масла, по словам автора блога “Первый Видео Авто Рынок” чаще всего кроется в износе поршневой группы или маслосъёмных колец, которые не удерживают масло от попадания в камеру сгорания. Небольшой угар масла — до литра на 8-10 тысяч километров — считается нормой для исправного мотора. Однако агрессивный стиль вождения и высокие обороты увеличивают расход масла.
Если масло уходит слишком быстро, это грозит серьёзными поломками, вплоть до проворота вкладышей коленчатого вала и капитального ремонта двигателя. Раньше высокий расход масла однозначно означал необходимость ремонта, но современные двигатели иногда «жрут» масло даже при небольших пробегах и хорошем состоянии.
Рассмотрим популярные моторы с повышенным расходом масла.
Volkswagen Group (VAG) — семейство турбированных двигателей EA888 объёмом 1,8 и 2,0 литра, ставшихся на Volkswagen Tiguan и Skoda Octavia. Эти моторы склонны к масложору из-за тонких поршневых колец и уменьшенных дренажных отверстий, что снижает сопротивление трению, но приводит к увеличению расхода масла — до литра на тысячу километров. Производитель несколько раз модернизировал конструкцию, но полностью проблему не устранил.
Nissan MR20DE — рядный четырёхцилиндровый мотор на популярных Кашкай и Х-трейл первых поколений. При пробегах около 200 тысяч километров потребление масла достигает литра на 5 тысяч километров. Проблема связана с производственным браком, а более новые версии с прямым впрыском (MR20DD) менее склонны к масложору.
Subaru — бренд, известный своими оппозитными двигателями. Моторы серии FB16 (1,6 л) считаются надёжными и не склонны к масложору. Атмосферные FB20/25 иногда расходуют масло, но это зависит от удачи и стиля эксплуатации. Турбированные FA-серии могут потреблять масло, но не всегда. Проблемы у Subaru связаны с конструктивными особенностями и качеством масла.
Toyota ZZ-серия — моторы 1,8 литра, устанавливавшиеся на Corolla и Avensis в конце 1990-х — начале 2000-х, известны высоким расходом масла из-за тонких колец и слабого дренажа. Расход масла доходил до литра на тысячу километров уже на пробегах 40-50 тысяч. Более новые моторы Toyota менее проблемны, но 2AZ-FE (2,4 л) на Камри 40-го кузова склонен к масложору на больших пробегах.
Mitsubishi 4A91 — 1,5-литровый двигатель на Лансере 10-го поколения, который часто начинает «жрать» масло после 100 тысяч километров. Проблема усугубляется возможными утечками через сальники. При покупке автомобиля с этим мотором стоит внимательно проверить двигатель на дымность и расход масла.
Отсутствие в рейтинге корейских моторов G4KD/G4NA объясняется тем, что они расходуют масло лишь при серьёзных повреждениях, а не постепенно, как перечисленные модели.
Важно помнить: каждый подержанный автомобиль уникален. История эксплуатации, обслуживание и состояние двигателя влияют на расход масла. Поэтому при покупке стоит внимательно проверять уровень масла, обращать внимание на дым из выхлопа и быть готовым к регулярным доливкам, даже если двигатель кажется исправным. Это поможет избежать серьёзных проблем и сохранить автомобиль в рабочем состоянии надолго.
Материалы по теме:
Не "антикор" и не "пушсало": даже спустя 20 лет ни одного "рыжика" — забытый способ из СССР