В центре Костромы сложно припарковаться. Проблема знакома жителям и гостям города, особенно на Советской и Проспекте Мира. С 25 ноября сообщество «Кострома. Первый квартал» провело в своём канале неделю поиска решений для разгрузки центра. Предлагаются идеи: создание пешеходной зоны или введение платной парковки. Это должно снизить заторы и улучшить безопасность.
Активисты считают, что организованные парковки уменьшают ДТП и нарушения, делая среду более эстетичной. Редакция ko44.ru поговорила с экспертом по транспортным вопросам из сообщества «Кострома. Первый квартал» Алексеем Канаевым, чтобы подвести итоги их проекта.
Суть проблемы в отсутствии системы
Проблема с парковками в историческом центре Костромы требует системного решения, а не просто создания новых машиномест. Таким мнением поделился с изданием ko44.ru эксперт по транспорту Алексей Канаев, комментируя ситуацию с хроническим дефицитом парковочного пространства в городе.
По его словам, в Костроме парковочной системы как таковой не существует. Есть лишь набор разрозненных мест, стихийно занятых автомобилями, что создаёт постоянное напряжение между водителями и пешеходами.
Канаев отметил, что увеличение количества парковок — это борьба со следствием, а не с причиной. В условиях плотной исторической застройки центра физически невозможно бесконечно «втискивать» новые машиноместа, не посягая на скверы или здания. Единственным работающим выходом эксперт называет введение зон платной парковки, чья эффективность доказана практикой как в России, так и за рубежом.
Платная парковка как рабочий инструмент
Эксперт развеял распространённое заблуждение, что платная парковка сделает центр зоной только для избранных. Её цель — создать такой гибкий тариф, при котором часть водителей добровольно предпочтёт альтернативные маршруты: пешую прогулку, общественный транспорт или самокат. Это позволит поддерживать на улицах необходимый резерв в 10-15% свободных мест, избавив горожан от «квеста на выживание» в поисках парковки.
Ключом к успеху, по мнению Алексея Канаева, станет умная тарифная политика. Она может включать в себя бесплатное время, льготные абонементы для жителей и динамическое ценообразование, зависящее от времени суток и загруженности.
Опыт есть, но препятствия остаются
«К настоящему времени накоплен огромный опыт внедрения подобных систем в других городах, поэтому "изобретать велосипед" не придется, соответствующие технические решения уже обкатаны. Тем не менее, для успешного внедрения системы потребуется решить множество проблем, главная из которых связана с попытками обойти систему за счет парковки во дворах или в кварталах, находящихся на границе платной парковки», — заявил Алексей Канаев.

Главным вызовом при внедрении системы эксперт называет риск «обхода» — когда водители начнут массово занимать дворы соседних кварталов. Успех будет зависеть от слаженной работы всех городских служб и комплексного подхода к регулированию парковки во всём центральном районе. Только честная, прозрачная и удобная система сможет заслужить уважение и принятие со стороны горожан, считает урбанист.
Парковки в центре Костромы: власти рассказали о дефиците мест и планах на будущее
Власти Костромы признали дефицит парковочных мест в историческом центре, особенно в выходные дни и в часы пик. Редакция ko44.ru запросила комментарий у администрации Костромы о том, где планируют организовать стоянки для авто и туристических автобусов.
Так, анализ городской инфраструктуры показывает, что в историческом центре Костромы оборудовано более 1600 парковочных мест. Однако из-за плотной застройки старинной части города создавать новые автостоянки там почти невозможно — для этого просто нет технических условий.
Дефицит в часы пик и выходные
Специалисты постоянно отслеживают, насколько загружены парковки в центре. Мониторинг подтверждает, что машиномест не хватает в «часы пик», а также в выходные и праздничные дни. Сильная нагрузка приходится на улицы Свердлова, проспект Мира и район Мучных рядов. Ситуацию усугубляет растущий поток туристов.
Где могут остановиться туристические автобусы?
Для крупного транспорта, который привозит гостей города, уже организованы места для продолжительной стоянки. Автобусы могут парковаться на улицах Симановского, Комсомольской, Свердлова, Чайковского, Лесной, в Красных и Рыбных рядах, а также на Береговой улице. Власти планируют добавить новые точки для туристических автобусов. Они могут появиться на площади Широкова, на проспекте Мира и на улице Табачные Ряды.
Как создают новые парковки?
Работа идёт в рамках программы «Безопасность дорожного движения», которая действует до 2026 года. Когда в городе проводят комплексный ремонт улиц и дорог, специалисты стараются обустроить и дополнительные места для парковки на свободных территориях. За последние годы в рамках национальных проектов в разных районах Костромы появилось 4055 новых парковочных мест. Основное финансирование на эти цели поступает из федерального и регионального бюджетов, сообщили в пресс-службе администрации ko44.ru.
Платная парковка и борьба с нарушениями
В Костроме нет платных муниципальных парковок. Чтобы решить проблему перегруженности в центре, власти считают нужным действовать комплексно: не только искать места для новых стоянок, но и развивать общественный транспорт, а также делать удобные пешеходные маршруты.
За парковку в неположенных местах, например, на газонах, водителей ждёт административная ответственность, вплоть до эвакуации автомобиля. Контроль ведут сотрудники полиции, а также муниципальные инспекторы с помощью системы фото- и видеофиксации «Дозор-М». За 2025 год зафиксировано 439 случаев парковки на газонах.
Ранее мы сообщали, что в Костроме за неделю оштрафовали 20 грузовиков за незаконную парковку.