19 марта 2016 года Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai выполнял регулярный рейс FZ-981 из Дубая в Ростов-на-Дону. На борту находились 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Никто из них не подозревал, что этот ночной полет станет последним в их жизни. О том, что тогда произошло, рассказал автор блога “Расследование авиакатастроф”.

Роковые решения
Экипаж столкнулся с экстремальными погодными условиями при заходе на посадку: порывистый ветер до 18 м/с, сильная турбулентность и дождь. После первого неудачного захода командир воздушного судна 38-летний Аристос Сократус принял решение не уходить на запасной аэродром, а ожидать улучшения погоды. Это решение стало первым в цепи роковых ошибок.
Во время второго захода, когда самолет уже находился на высоте 300 метров, экипаж вновь столкнулся с мощным сдвигом ветра. Командир принял решение об уходе на второй круг, но его действия в критический момент оказались фатальными.
Последние минуты полета
Анализ записей бортовых самописцев показал:
- Пилоты потеряли контроль над скоростью (она достигла 370 км/ч);
- Командир в панике 12 секунд удерживал стабилизатор на пикирование;
- Второй пилот пытался исправить ситуацию, но не проявил достаточной настойчивости;
- Самолет вошел в почти вертикальное пике на скорости 600 км/ч.
В 03:41 по местному времени лайнер врезался в землю в 250 метрах от взлетно-посадочной полосы. Сила удара была такова, что крупнейшие обломки не превышали 2 метров в длину.
Причины катастрофы
Окончательный отчет МАК назвал основные причины трагедии:
- Ошибки экипажа - неправильные действия при уходе на второй круг;
- Психоэмоциональное состояние командира - стресс и потеря ситуационной осведомленности;
- Усталость пилотов - напряженный график полетов в Flydubai;
- Сложные метеоусловия - хотя сами по себе не являлись критическим фактором.
Последствия трагедии
Катастрофа рейса FZ-981 привела к серьезным изменениям в авиации:
- Flydubai пересмотрела графики работы экипажей;
- Усилено внимание к психологической подготовке пилотов;
- Улучшены системы предупреждения о сдвиге ветра;
- Пересмотрены процедуры ухода на второй круг.
Эта трагедия стала жестоким напоминанием о том, что даже в эпоху совершенных технологий человеческий фактор остается самым уязвимым звеном в авиации. Память о 62 погибших должна служить уроком для всего авиационного сообщества.
Материалы по теме:
"Взлётный режим! Мы падаем! Эх, всё конец..." — катастрофа Ту-154 в Иркутске: ничего не предвещало