В мире, где технологии стремительно меняются, иногда достаточно маленького сувенира, чтобы разбудить воспоминания о прошлом.

Автору блога "Степан Корольков~Хранитель маяка" подарили мотоцикл — точнее, его миниатюрную копию. Это была легендарная "ИЖ-Планета 5", подаренная от щедрой души. Конечно, на нём не прокатишься, разве что в мечтах, ведь модель игрушечная, но сделана с такой детализацией, что на увеличенном фото легко принять за настоящий байк.
За этим подарком скрывался ещё один сюрприз: в комплекте шёл журнал с подробной историей "ИЖ-Планеты". Блогер давно задавался вопросом, почему эти мотоциклы исчезли с дорог, и вот наконец он нашёл ответы.
От немецкого прототипа к советскому бестселлеру
Всё началось в 1949 году на Ижевском машиностроительном заводе. Там запустили производство мотоцикла ИЖ-350, вдохновлённого немецким DKW NZ350. К 1980-м годам завод выпускал треть всех мотоциклов в СССР. С 1928 по 2008 год под маркой "ИЖ" сошли с конвейера более 11 миллионов машин — впечатляющая цифра для эпохи, когда двухколёсный транспорт был символом свободы.
Основная ветвь "Планеты" берёт начало в 1956 году с модели ИЖ-56. Спустя шесть лет, в 1962-м, началось серийное производство самой "Планеты". В 1965 году появилась "ИЖ-Планета-2", а через шесть лет — третья серия. До 1983 года выходили две модификации третьей модели, пока не пришла очередь четвёртой. Ключевые нововведения: переход на 12-вольтовую систему с мощным 100-ваттным генератором, панель приборов над фарой и автомобильный замок зажигания.
К середине 1980-х статистика показывала, что почти 90% мотоциклистов использовали байки как замену автомобилям, особенно популярными были модели с коляской. Долгое время "ИЖ-Планета" выпускалась только как "одиночка", а приоритет с коляской принадлежал двухцилиндровому "Юпитеру". Но с 1984 года, с появлением четвёртой версии, завод начал производить и колясочные варианты.
"Планета 5": Пик эволюции и капризный характер
В 1987 году на свет появилась "ИЖ-Планета 5" — и сразу в двух вариантах: одиночном и с коляской. Конструкторы провели серьёзную модернизацию двигателя: цилиндро-поршневая группа была взята от "ИЖ-Планета-Спорт", оставлена одна выхлопная труба. Изменился дизайн — бензобак и крышки ящиков стали гранёными, обновился задний фонарь и приборная панель. В том году выпустили 19 688 одиночек и 30 021 колясочную версию.
В 1990-м добавили модификации (ИЖ-7.107): литые колёса с барабанными тормозами и новую телескопическую вилку. Но, пожалуй, самым запоминающимся для многих было "лягание" — та самая капризная особенность, из-за которой мотоцикл мог ударить ногой при запуске. Всё дело в раннем зажигании, которое не всегда удавалось настроить правильно. Помню, как после мойки байк словно оживал, становился "довольным" и переставал капризничать. Может, у этих машин и правда есть душа?
Закат легенды: Экология, конкуренция и финальный аккорд
В 1996 году выпустили "Планету 6", но уже малой серией. К тому времени экспорт шёл в Азию, где в середине 1990-х ввели жёсткие экологические нормы, фактически запретившие двухтактные двигатели. Производство "Планеты 5" продолжалось: в 2001 году вернули цилиндр от четвёртой модели и два глушителя, а в 2006-м даже разработали версию с двигателем Lifan, пятиступенчатой коробкой и электростартером. Четырёхтактная модель так и не вышла на конвейер, хотя прототипы были.
После распада СССР завод остался один на один с мировым рынком и не выдержал конкуренции. В марте 2008 года сошли с конвейера последние "железные кони". Интересно, что турецкая компания "Oruc Motorlu Araclar" купила права и выпустила "IZH Planet 7" с китайским двигателем, но и это производство вскоре прекратилось.
Сегодня "ИЖ-Планета" — это ретро-легенда. Некоторые энтузиасты сохранили байки в идеальном состоянии, но чаще встречаются печальные картины заброшенных машин. Тем не менее, она оставила след в сердцах поколений: звук её двигателя не спутаешь ни с чем. А вы помните, как она "лягала"?
Материалы по теме:
Ахнул, когда увидел цены: сколько стоят мотоциклы "Ява" — можно ли осуществить юношескую мечту