История началась с разговора в автосервисе. Знакомый мастера с гордостью рассказал, что стал владельцем уникального раритета — мотоцикла «ИЖ Планета Спорт-350» 1974 года выпуска. И это была не просто старая техника, а настоящая капсула времени, законсервированная на полвека.

Пенсионер и его несбывшаяся мечта
Первый владелец, ныне пенсионер, купил этот мотоцикл в молодости, мечтая о поездках из деревни в город. Но планам не суждено было сбыться: почти сразу после покупки он уехал на Север по распределению. Приехав в отпуск, мужчина законсервировал «Планету Спорт» в деревенском сарае, где тот и простоял несколько десятилетий. Перевезти мотоцикл в город так и не получилось, и со временем он стал обременительным реликтом прошлого.
Советская экзотика: почему ИЖ-ПС был уникален
«ИЖ Планета Спорт-350» (ИЖ-ПС), запущенный в производство в 1973 году, был настоящей иконой для советских мотолюбителей. Это был не просто мотоцикл, а шаг в другой мир. Завод в Ижевске изначально ориентировался на экспорт, а потому не жалел на него импортных деталей.
Знакомый автоэлектрик, осмотрев находку, был поражен:
Электрика была чехословацкой, как на легендарных «Явах».
Генератор, реле-регулятор и карбюратор — японские, с надписями на английском.
Проводка — необычного для СССР качества и цвета.
Фары, спидометр и амортизаторы — все было импортного производства.
Фактически, это был «советский мотоцикл» лишь по названию. Его двигатель имел ресурс свыше 50 000 км, а разгон до 100 км/ч занимал менее 11 секунд — по тем временам фантастический результат, оставлявший позади даже популярные «Явы».
Эволюция легенды: от премиума к экономике
Однако со временем блеск стал тускнеть. Чтобы сделать мотоцикл дешевле, завод начал заменять импортные компоненты на отечественные. Цена упала на 50 рублей (составляя в итоге ровно 1000), но вместе с ней снизилось и качество.
Владелец более поздней модели (1980-х годов) подтвердил: на смену японской начинке пришли генераторы от обычной «Планеты-4», а мощность двигателя таинственным образом уменьшилась. Инженеры, видимо, снизили степень сжатия, из-за чего даже японский карбюратор «Микуни» не мог вернуть былую прыть. К тому же, мотор, рассчитанный на бензин АИ-93, часто ломался из-за детонации от распространенного тогда А-76.
Возрождение мечты
Расставаться со своим раритетом пенсионер не хотел. Уговаривать его пришлось несколько месяцев. В итоге он согласился передать мотоцикл при одном трогательном условии: после восстановления новые владельцы обещают прокатить его с ветерком, как он мечтал когда-то в своей молодости. Так у легендарного «спортбайка» появился шанс на вторую жизнь и возможность исполнить давнюю мечту своего первого хозяина.
Материалы по теме: