Советский Союз создал множество уникальных автомобилей, каждый из которых был предназначен для выполнения конкретных задач. В отличие от автомобилей, мотоциклы выпускались редко, и в основном это были спортивные модели или версии для спецподразделений.
Одним из таких мотоциклов был Урал М-100, разработанный в начале 1960-х годов. Это был патрульный мотоцикл с коляской, оснащённый мощным двигателем, который обеспечивал впечатляющую динамику и максимальную скорость.
Урал М-100 стал самым быстрым мотоциклом для ГАИ за всю историю Советского Союза. Сегодня редакция carsweek.ru расскажет о нём. Несмотря на то что выпущено было всего около двух десятков экземпляров, патрульный байк считался серийным.
Цели и причины создания
В начале 1960-х основными мотоциклами на службе ГАИ были тяжёлые Урал М-61/62 – ирбитские оппозитные модели с колясками. Эти мотоциклы отличались хорошей проходимостью и могли перевозить двух пассажиров, а также до двухсот килограммов спецоборудования.
Однако у них был существенный недостаток – низкая скорость. Нарушители на автомобилях легко уходили от преследования, если инспекторы ГАИ не успевали вызвать подмогу. В связи с этим стране требовался новый, более скоростной мотоцикл.
Хотя проще было пересадить сотрудников ГАИ на автомобили, что и сделали позже, в начале 1960-х это было невозможно из-за нехватки машин. Поэтому выбор пал на мотоциклы с колясками.
В 1962 году было принято Постановление «О мерах по улучшению деятельности советской милиции», в котором говорилось о необходимости разработки современного и скоростного мотоцикла для замены старых моделей.
Техническое задание
Согласно Постановлению, новый мотоцикл должен был быть разработан в двух версиях: с коляской и без неё. В первом случае максимальная скорость должна была составлять 120 км/ч, во втором – 150 км/ч.
При разработке учитывались лучшие зарубежные образцы. В результате мотоцикл получил развитую ветрозащиту, гидравлические тормоза и даже ручник. Также он должен был быть оснащён полным набором специального оборудования, включая сирены и громкоговорители, что требовало доработки электрической системы.
Особое внимание уделялось скорости «одиночного» мотоцикла в 150 км/ч при полной загрузке. В 1962 году ни один советский мотоцикл не мог достичь таких показателей. Даже Jawa из Чехословакии не приближалась к этим параметрам.
Единственным заводом, способным создать такой мотоцикл, был Ирбитский мотозавод. Его конструкторское бюро имело опыт разработки спортивных мотоциклов и славилось нестандартными решениями.
Прототипы
Специалисты Ирбитского мотозавода быстро справились с задачей. Уже в 1963 году были представлены два прототипа: один с коляской, другой без. Эти мотоциклы прошли заводские испытания и были отправлены в длительные пробеги. К 1964 году каждая из новинок проехала по 10 тысяч километров.
Внешне прототипы практически не отличались от серийных Урал М-62, за исключением нового обвеса, включавшего боковые наколенники, увеличенное ветровое стекло и развитый передний обтекатель. На стандартный топливный бак был установлен специальный кронштейн для милицейского планшета, чтобы инспектору было удобнее составлять протоколы.
Главная особенность
Несмотря на внешнее сходство с Урал М-63, прототипы можно считать новыми моделями. Их главным отличием был двигатель. Он остался оппозитным, но его объём увеличился до 1 040 см³, а мощность – до 50 л. с., как того требовало техническое задание.
Первые моторы имели мощность 40 л. с., что было недостаточно для достижения требуемых скоростей. Для решения этой проблемы двигатель был доработан: повышены обороты, изменена форма камеры сгорания, а крепление цилиндров стало фланцевым. В результате литровый мотор начал выдавать 50 л. с.
Доработки
Для достижения необходимых скоростей и мощности потребовались дополнительные доработки. Передний полуобтекатель был переработан в более аэродинамичный, что улучшило коэффициент обтекаемости. В 1965 году были собраны три опытных мотоцикла Урал М-100, которые смогли достичь скоростей 120 и 150 км/ч с коляской и без неё соответственно.
Опытные модели прошли заводские и государственные испытания, после которых их рекомендовали к серийному производству, хотя были отмечены некоторые недоработки.
Мелкосерийное производство
В 1967 году началось ручное производство мотоциклов. Первая партия состояла из 12 байков с колясками, все они были доработанными. Изначально планировалось выпускать 1,5 тысячи мотоциклов в год, но ИМЗ оказался не готов к внедрению новой модели. Требовались люди, новое оборудование для производства литровых двигателей, финансы и свободные площади.
В итоге было собрано около двух с половиной десятков мотоциклов Урал М-100. Они были распределены по подразделениям ГАИ и прослужили примерно 10 лет. Отсутствие запчастей для литрового двигателя делало любую поломку силового агрегата фатальной.
До наших дней сохранилось около десяти самых мощных и скоростных Уралов. Несколько из них можно увидеть в частных коллекциях, пишет источник.
Читайте также:
- Купил «новый» Kia Rio (Solaris KRS) за 2.4 млн в кредит - друг на 3-летнем «Рио» крутит пальцем у виска и говорит, что я сошел с ума
- "Настоящая сардина, как в СССР": Роскачество выявило лучшие консервы - без лишнего, только рыба и масло
- Как убрать катышки с одежды: 9 лучших способов
Фото: Шедеврум