"Стальной конь", за которым в СССР стояли сутками в очередях - у любителей байков слюнки текли
Начиная со второй половины 1940-х годов, советские люди постепенно начали обзаводиться личными транспортными средствами. Простые граждане всех возрастов освоили велосипеды и затем перешли к мотоциклам, которые стали символом свободы и мобильности.
Большинство мечтали о автомобилях, но сначала не хватало денег, а потом производство не успевало за растущим спросом. Зато мотоциклов хватало всем, хотя часто приходилось довольствоваться не тем, что хотелось. Например, «Восход» вместо «Минска» или Иж вместо Jawa.
За некоторыми моделями мотоциклов охотились, используя все возможные связи. Тем, кто не имел таких возможностей, приходилось сутками стоять в очередях под магазинами или дежурить в надежде.
Иж-49
Этот мотоцикл должен был появиться в 1949 году, но запуск производства отложили до 1951-го. Иж-49 стал воплощением качественного советского мотоцикла. Он был красив, прост и надёжен.
Секрет его успеха прост: это вторая крупносерийная модель Ижа, выпущенная на немецком оборудовании, как и предшественник Иж-350. Однако новый мотоцикл доработали с учётом особенностей советской эксплуатации и отзывов владельцев предыдущей модели. Конструкторы глобально улучшили Иж-350, который был почти копией немецкого DKW NZ 350. Мотоцикл оснастили телескопической вилкой и задней подвеской с гидроамортизаторами, что сделало его более комфортным и управляемым.
Иж-49 стоил около 4 тысяч рублей, что по тем временам было немало. Для сравнения, легковой автомобиль ГАЗ Победа тогда стоил 16 тысяч рублей. Рабочий в СССР в начале 1950-х получал 600-900 рублей, а высококвалифицированный специалист — в два раза больше. Поэтому на мотоцикл можно было копить от 6 до 12 месяцев.
Иж-49 был дефицитным мотоциклом, его часто распределяли между самыми важными тружениками или дарили «ударникам» села. Поэтому за ним охотились, выстаивая под магазинами сутками.
Венгерская «Ворона»
В 1950-х годах в СССР стало больше мотоциклов. Появился Иж-56, но он не смог повторить успех предшественника. Однако в 1956 году на Венгерской промышленной выставке в Москве венгры представили свои мотоциклы Pannonia TLT250. Они были не только красивыми, но и полноценными иномарками.
С 1958 года Pannonia начали массово завозить в СССР, хотя до этого экспортировали только небольшими партиями. Однако общее количество привезённых мотоциклов не достигло и 300 тысяч штук, в то время как Иж-49 произвели более 500 тысяч.
Мотоциклы Pannonia были дорогими, но за ними всё равно охотились. Они отличались стильным дизайном и красивыми колясками, которые напоминали ракеты. После 1975 года, когда Советский Союз отказался от закупок Pannonia, венгерский завод прекратил производство мотоциклов. Запчасти быстро исчезли из магазинов, и поломки часто выводили технику из строя надолго.
Мотоциклы из Чехословакии
Легендарные Jawa и Cezet всегда считались дефицитом в СССР. Они выступали в одном классе с Иж, хотя у Jawa были модели, конкурирующие с Pannonia. Официальные поставки Jawa начались с 1962 года, а чуть раньше в страну стали завозить небольшие партии Cezet.
Байки из Чехословакии стали предметом спекуляций. Некоторые зарабатывали на этом, стоя в крупных магазинах сутками, покупая Jawa или Cezet и перепродавая их дороже. Например, на Севере предпочитали переплатить за мотоцикл.
Стояли мотоциклы Jawa и Cezet в 1980-х годах около тысячи рублей. Их не хватало на всех желающих, хотя модели Иж того же класса продавались свободно.
Советско-японский Иж
Самый быстрый серийный мотоцикл в истории СССР — Иж Планета Спорт, выпускавшийся с 1973 по 1984 годы. Он легко обгонял Jawa и Cezet как с места, так и на трассе. Максимальная скорость моделей первых лет достигала 140 км/ч, а мощность мотора была на 10 л. с. выше, чем у Jawa 634.
Однако высокая цена и отсутствие некоторых зарубежных деталей, включая японский карбюратор, привели к тому, что производство упростили.
Советские оппозиты
До 1955 года гражданские тяжёлые оппозиты, такие как «Урал» и «Днепр», не продавались. Однако они пользовались большим спросом в сельской местности. Высокий спрос сохранялся около 10 лет, пока мотоциклы не начали появляться в свободной продаже.
Ближе к развалу СССР от этих моделей избавлялись за копейки из-за большого расхода бензина. Сейчас эти модели ещё можно купить на вторичном рынке, но за некоторыми приходится охотиться.
Источник: carsweek.ru
Читайте также:
- Купил «новый» Kia Rio (Solaris KRS) за 2.4 млн в кредит - друг на 3-летнем «Рио» крутит пальцем у виска и говорит, что я сошел с ума
- "Настоящая сардина, как в СССР": Роскачество выявило лучшие консервы - без лишнего, только рыба и масло
- Как убрать катышки с одежды: 9 лучших способов
Фото: Шедеврум