Студентка отреставрировала православный крест XIX века, найденный в Воскресенской церкви Костромской области
Студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова Дарья Терехина проделала масштабную и сложную работу по реставрации уникального православного креста XIX века. Этот ценный артефакт был обнаружен в Воскресенской церкви старинной усадьбы Нероново, расположенной в Костромской области. Церковь и сама усадьба имеют богатую историю и хранят немало редких памятников духовного и художественного наследия прошлого, сообщили в Телеграм-канале проекта “Консервация”.
Крест был найден участниками волонтерского проекта «Консервация», в рамках которого энтузиасты со всей страны занимаются поиском, сохранением и восстановлением памятников церковного искусства. Во время своей первой экспедиции в Нероново команда обнаружила в одном из подвальных помещений храма этот двусторонний крест. Реликвия была сильно загрязнена: её поверхность покрывали плотная пыль, толстый слой паутины, а также многочисленные пятна плесени. Кроме того, из-за долгого хранения в неблагоприятных условиях у креста были утрачены отдельные элементы — фрагменты отделки и декоративных планок, которые позже удалось отыскать в различных уголках храма.
Перед тем, как приступить непосредственно к реставрации, Дарья Терехина совместно со специалистами провела скрупулезное изучение состояния предмета. Для этого образцы красочного слоя были переданы в лаборатории Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), где проведены биологические, физико-химические и микологические анализы. Эти исследования позволили определить, насколько глубоко на крест повлияла плесень, а также выявить состав и технологию нанесения красок и защитных лаков.
Непосредственно реставрационные работы включали несколько этапов. В первую очередь был произведён бережный демонтаж грязи, налётов и восковых натёков с поверхности креста, чтобы не нарушить ценный красочный слой. Особое внимание Дарья уделила восстановлению целостности всей конструкции: утраченные планки были возвращены на свои места и аккуратно закреплены. Специалистам потребовалось немало времени, чтобы подобрать необходимые материалы для консервации и воссоздания первоначального вида утраченных элементов.
Один из самых трудоёмких и эмоционально значимых этапов, по признанию Дарьи, был связан с удалением старого, потемневшего и частично побелевшего лакового покрытия, которое с годами полностью скрыло яркую живопись. По мере аккуратного снятия лака под кистью реставратора постепенно открывался сочный голубой фон, и возникали детали изумительной росписи, выполненной неизвестным мастером XIX века.
Этот момент стал для Дарьи особенно памятным: на её глазах возвращалась к жизни сокровищница художественного наследия.
Двусторонний крест, предназначенный для выносных церковных шествий и закреплённый на длинном деревянном древке, отличается сложным декоративным оформлением. На одной его стороне изображено классическое православное Распятие с предстоящими: апостолом Иоанном Богословом, Пресвятой Богородицей и образом Господа Саваофа в небесах. Обратная сторона украшена сценой Воскресения Христова, вокруг которой расположены фигуры четырёх евангелистов. Как установили исследователи, этот крест традиционно хранился за северным клиросом в алтарной части храма и использовался во время торжественных крестных ходов на большие церковные праздники, в том числе на Пасху, а также выносился вместе с другими святынями — иконами и хоругвями, согласно историческим свидетельствам, опубликованным в журнале «Родина».
В результате профессиональной и кропотливой работы молодая реставратор сумела вернуть древней реликвии не только её первоначальный облик, но и духовную, историческую ценность, способствуя сохранению культурного наследия России для будущих поколений.
Напомним, в Костроме завершена реставрация фасада одной из первых промышленных усадеб города на углу Лермонтова и Советской.