В советскую эпоху автомобиль был настоящей роскошью. За машинами стояли в многолетних очередях, а их стоимость достигала нескольких годовых зарплат. Например, в 1980 году «Запорожец» стоил 5600 рублей, «Жигули» — 8400, а «Волга» — 11200 рублей при средней зарплате 160-180 рублей. Эти условия сформировали особые привычки водителей, многие из которых сегодня вызывают удивление.

Ремонт своими руками
Из-за дефицита автосервисов и запчастей большинство водителей становились механиками по необходимости. В гаражах по выходным собирались целые компании, где вместе меняли масло, ремонтировали тормоза и занимались шиномонтажом. Запчасти часто приходилось «доставать» через знакомых или покупать с наценкой.
Стирка автомобиля в реках
Экология тогда волновала мало кого. Мыть машину в ближайшем водоеме считалось нормальной практикой — автомоек практически не было, а таскать воду из дома было неудобно. Семейный выезд на природу часто совмещали с мойкой автомобиля.
Зимняя езда на летней резине
Зимней резины в СССР практически не существовало. Всесезонные покрышки, которые по факту были летними, выдавались на три года. В снег и гололед водители передвигались крайне осторожно, а в северных регионах использовали цепи. Первая зимняя резина «Снежинка» появилась лишь в конце 1980-х.
Особые отношения с пешеходами
Пешеходные переходы не пользовались особым уважением у водителей. Привычный сегодня принцип «пропусти пешехода» почти не работал. При этом сами пешеходы часто переходили дорогу в неположенных местах, а милиция смотрела на это сквозь пальцы.
Обязательная «механика»
Автоматические коробки передач были редкой экзотикой. Все советские водители виртуозно управлялись с «ручкой» и сцеплением. Даже когда в 1990-х появились иномарки с АКПП, они долгое время считались «не мужским» вариантом.
Самодельный тюнинг
Выделиться среди одинаковых машин помогали подручные средства: кукла на фаркопе, проволочная оплетка руля, цветные фары с тормозной жидкостью и главный хит — розочка из оргстекла на рычаге КПП.
Пренебрежение ремнями безопасности
Ремни в машинах были, но их часто игнорировали. Даже после внесения в ПДД в 1980 году многие водители считали пристегивание лишней формальностью, особенно в городе.
Борьба с воровством
Оставленные без присмотра автомобили были легкой добычей. За несколько минут с машины могли снять дворники, колеса или магнитолу. Поэтому водители брали ценные детали с собой или прятали в багажник. Многие вообще ездили без дворников, устанавливая их только в дождь.
Эти привычки советских автолюбителей сегодня кажутся странными, но в условиях тотального дефицита и особой дорожной культуры они были совершенно нормальными и логичными, пишет автор дзен-канала “Ностальгия по СССР и 90-м”.
Материалы по теме:
О такой машине мечтал весь СССР: мотор и АКПП "вечные", а сейчас продается за копейки